Шпионские игры еще никогда не были такими романтичными.
Слухи о том, что создатель «Атланты» и «Роя» Дональд Гловер намерен переосмыслить недооцененную шпионскую классику — американский сериал «Мистер и миссис Смит» 1996 года, — начали ходить еще в начале 2021-го. Тогда с проектом также была аффилирована англичанка Фиби Уоллер-Бридж, с которой Гловер, вероятно, подружился во время работы над многострадальным «Ханом Соло». На первый взгляд сценарный дуэт Гловера и Уоллер-Бридж, которые также должны были сыграть в шоу главные роли, выглядел идеальной версией современной «бранджелины». Однако в процессе творческих потуг что-то пошло не так — Уоллер-Бридж переметнулась к более родной и понятной «бондиане». Гловер тоже решил больше не экспериментировать и позвал в сценаристки Франческу Слоун, с которой успел посотрудничать в той же «Атланте». Экранной партнершей актера стала Майя Эрскин, фигура куда менее известная, чем Фиби Уоллер-Бридж, но тем не менее интересная. Каким мог бы стать «Мистер и миссис Смит» под эгидой создателей «Роя» и «Дряни», мы не узнаем никогда, однако итоговая версия сериала все равно оказалась выше возложенных зрительских ожиданий.
Действие шоу разворачивается вокруг двух начинающих секретных агентов — Джона (Дональд Гловер) и Джейн (Майя Эрскин) Смит, — которым предстоит не только работать вместе, но и изображать степенную супружескую пару. Будучи новичками в мире шпионских махинаций, Джон и Джейн то и дело попадают в смешные и не очень передряги, рискуя жизнью и личным достоинством. Каждый новый эпизод герои узнают друг друга чуть лучше и… сакраментально сближаются — не только физически, но и духовно, из-за чего большая часть их миссий оказывается на грани провала. То и дело смешивая опасную работу и личные отношения, Смиты, как ни странно, находят пути согласия и даже забывают о старых травмах.
В наше время бренд «Мистер и миссис Смит» принято ассоциировать не с американским сериалом 1996 года и даже не с одноименным фильмом Альфреда Хичкока, а с комедийным боевиком Дага Лаймана, на съемках которого, согласно легенде, влюбились Анджелина Джоли и Брэд Питт. Гловер неоднократно отмечал в интервью, что не намерен переизобретать сюжет Лаймана, напротив — он всячески стремился воскресить убитый низкими рейтингами сериал из далекого прошлого, у которого явно был хороший потенциал. Структурно новый «Мистер и миссис Смит» следует букве оригинала, сталкивая двух социально неловких людей в одном браунстоуне. Эта пара едва ли напомнит зрителям глянцевую «бранджелину» Лаймана: персонажи Гловера и Эрскин больше похожи на «попаданцев» — людей из обычного мира, загнанных в нетривиальные обстоятельства. По заветам ABC драматургии, сценаристы ремейка ставят в центр истории сложных, многогранных персонажей, страсти между ними, впрочем, не дотягивают до шекспировских. Больше всего Джон и Джейн Смиты напоминают пародию на Элизабет и Филлипа Дженнингс (Кери Рассел и Мэттью Риз) из обласканных критиками «Американцев». С одной большой погрешностью — шоу Джо Вайсберга стремилось соответствовать реалиям холодной войны, сериал Гловера же больше похож на бойкий сборник шпионских клише, пусть и с весьма кровавыми последствиями.
Как и в «Американцах», в основе «Мистера и миссис Смит» лежит тема брака, секретные миссии здесь — удобное поле для динамики и раскрытия персонажей, которые то и дело забывают о рабочей этике, выясняют отношения в разгар погони и устраивают сцены ревности перед связанными заложниками. Каждое новое задание подсвечивает в браке Джейн и Джона новую дыру, латать которую приходится на приеме у психолога. В этом плане «Мистер и миссис Смит» удачно вписывается в современную волну ромкомов: привычные паттерны жанра демонстрируют новые грани в декорациях шпионского экшена, который выполняет функцию громоздкого, но не слишком затейливого аттракциона. Как и в другом проекте Гловера — психологическим триллере «Рой», — самые интересные моменты сериала прячутся в деталях: надоедливом соседе с плюшевой улыбкой Пола Дано и неуклюжих беседах о расизме в американских мультфильмах.
И все же говорить о том, что Дональд Гловер выдал новый сериальный хит — как это было, например, с «Атлантой», — в случае «Мистера и миссис Смит» не приходится. Это во всех отношениях стандартный материал — не такой бессердечно шаблонный, как у Дага Лаймана, но все еще достаточно предсказуемый. Водя бережные круги по многочисленным циклам человеческих отношений, Гловер забывает, что его зритель растет и жаждет чего-то большего, чем оммаж на сотню романтических комедий.