Когда в прошлом году стало известно, что корпорация 21st Century Fox переходит под контроль Walt Disney, поклонники комиксных блокбастеров первым делом поинтересовались, что будет с суперхитом «Дедпул»
Когда киновселенной Marvel еще не было, комиксная студия сотрудничала со всем Голливудом. Она продавала права на экранизацию своих произведений тем уважаемым и состоятельным компаниям, которые готовы были снимать комиксные блокбастеры. В результате New Line Cinema работала над «Блейдом», Universal – над «Халком», Sony/Columbia – над «Человеком-пауком», а Fox – над «Сорвиголовой», «Фантастической Четверкой» и «Людьми Икс».
Теперь все иначе. Marvel и ее владельцы из Walt Disney в основном вернули проданные права или заключили новые договоры о тесном сотрудничестве с правообладателями. Единственным значимым исключением из правила осталась студия Fox, которая все еще контролирует «Людей Икс» и «Фантастическую Четверку» («Сорвиголова» вернулся к Marvel). И когда в конце 2017 года было объявлено, что Walt Disney готовится приобрести львиную долю бизнесов Fox, это было воспринято как дорогостоящий перевод под диснеевский контроль кинокомиксного бизнеса студии. Хотя, разумеется, Fox – это далеко не только «Люди Икс».
Коммерческая суть киновселенной Marvel – синергия между всеми супергеройскими фильмами студии. Устанавливая сюжетные связи, ленты поддерживают друг друга в прокате и напоминают публике, что она смотрит не разрозненные фильмы, а эпизоды блокбастерного мегасериала. Чем больше картин зрители пропускают, тем сложнее им понять последующие серии, и это весомый стимул ходить даже на те фильмы, чье содержание не слишком интересно. Или же восполнять пропуски с помощью домашнего кино и показов по ТВ. Поэтому, чем больше проектов включено в киновселенную Marvel, тем лучше для студийного бизнеса.
Правда, если Marvel и Disney перегнут палку и будут выпускать по комиксному блокбастеру каждый месяц, требуя, чтобы зрители все это смотрели, то публика начнет относиться к походам в кино как к работе. А на работе хочется получать деньги, а не тратить их на дорогие билеты и еще более дорогой попкорн. Так что расширять киновселенную Marvel до бесконечности – плохая идея.
Пока, однако, предел расширения не достигнут, и фильмы о людях Икс, которые сейчас в среднем выходят раз в год-полтора, киновселенную Marvel не перегрузят. Поэтому их интеграция в проект Кевина Файги вполне возможна, и студийные боссы уже обещают, что со временем это случится. Но что делать с «Дедпулом»?
Один из главных кинохитов 2016 года стоит наособицу, потому что он выпущен с рейтингом R и наполнен кровавыми сценами и сальными шутками, невозможными в картинах с рейтингом PG-13, в рамках которого снимаются прочие марвеловские блокбастеры. Это сыграло большую роль в успехе фильма. «Дедпул» предложил взрослым зрителям то, чего обычно в комиксном кино не увидишь, и публика оценила это по высшему разряду.
У нас в стране к возрастным рейтингам относятся с иронией, но для голливудских гигантов это вопрос принципиальный. Тем более для студии Walt Disney, старающейся поддерживать реноме «семейной» студии и не выпускать картины, на которые родители не могут пойти с детьми. Если нынешний «Дедпул» станет частью киновселенной Marvel, то часть зрителей не сможет смотреть все марвеловские фильмы по мере их выхода. Причем это затронет не только подростков, но и публику в странах вроде Китая, где прокат «недостойного» кино ограничен или попросту запрещен («Дедпул» в Китае не выходил). А игнорировать зарубежные рынки Walt Disney не может.
Да, «Дедпула» можно «пригасить» – загнать в рамки младшего рейтинга. Но примет ли публика такое продолжение первой картины и выходящей сейчас ленты «Дедпул 2», также снятой в расчете на рейтинг R? Сомнительно. Опыт показывает, что зрители не любят, когда им дают меньше того, к чему они привыкли. При этом колоссальные сборы первого «Дедпула» в 783 миллиона долларов во весь голос кричат: «Не сломалось – не чините!» «Дедпул» хорош таким, какой он есть, и испортить его было бы глупо.
Что же делать? Можно выстроить вокруг «Дедпула» целую отдельную киновселенную комиксных лент для взрослых. Но не похоже, что Walt Disney готова на это пойти. Студия слишком долго создавала свой имидж, чтобы размыть его ради какого-то комиксного героя, пусть и очень популярного.
Более вероятно, что студия сыграет на том, что до полной интеграции комиксных фильмов Disney и Fox пока далеко. Объявленная суперсделка из-за множества юридических и финансовых нюансов будет окончательно заключена лишь к лету будущего года. При этом картины киновселенной Marvel на ближайшие годы расписаны и тщательно распланированы. Места для Дедпула, да и для других мутантов из «Людей Икс» там наверняка нет.
Соответственно, фильм о Дедпуле в рамках киновселенной Marvel может выйти не раньше середины 2020-х. В лучшем случае – году в 2022-2023-м. А к тому времени нынешний цикл о Дедпуле может выдохнуться. Его ведущий актер и вдохновитель Райан Рейнольдс уже говорит, что третий фильм отнюдь не гарантирован, потому что непонятно, как дальше нарушать жанровые каноны, чтобы новое кино было не повторением пройденного, а свежим и дерзким произведением.
Если нынешний «Дедпул» перестанет выходить, это предоставит продюсерам Marvel Studios отличную возможность перезапустить эпопею в стиле киновселенной Marvel – с новым ведущим актером, с менее жесткими шутками и без откровенных кровопролитий. Дедпул как персонаж это выдержит. В комиксах он не «экстремист», и фильм 2016 года вполне мог быть снят по альтернативному сценарию, заточенному под PG-13. Fox буквально в последний момент решила использовать первоначальный, более смешной и радикальный сценарий.
Мы уже видели, как Marvel перезапустила «Человека-паука» после возвращения его под свой контроль, и публика спокойно приняла новую вариацию, потому что предыдущая зрителей разочаровала. «Дедпула», вероятно, ждет такая же судьба. Но лишь после того, как его нынешняя инкарнация перестанет быть курицей, несущей золотые яйца. Marvel уже заявила, что она не возражает после продолжения «Дедпула» в его сегодняшнем виде, как отдельно стоящего ответвления от «Людей Икс». Однако боссы студии также отметили, что секрет успеха фильма – в его креативности, а не в ругательствах и не в крови. Это можно истолковать как прозрачный намек на то, что в будущем марвеловцы постараются сохранить изобретательность «Дедпула», одновременно смягчив его рейтинг. Да, «Дедпул» при этом утратит стилистическую уникальность. Но если бы Marvel это волновало, ее киновселенная выглядела бы совсем иначе.