Дурацкая, но смешная французская фарсовая комедия о семье, у которой на шоссе отказывают тормоза
Парижский пластический хирург Том Кокс (Хосе Гарсия) уходит в отпуск и вместе со всей семьей – беременная жена, двое маленьких детей и сексуально озабоченный дедушка – загружается в новенькую машину, чтобы поехать на курорт. Когда автомобиль выезжает на шоссе и набирает скорость, Том включает круиз-контроль. Внезапно компьютерная система дает сбой, и в машине отключаются тормоза. Несмотря на все попытки Тома остановиться, автомобиль удерживает скорость в 140 километров в час, и семье остается лишь ссориться, переживать и ждать столкновения с пробкой.
«Покупайте французское!» – настаивает галльское кино на разные лады. В то время как цикл «Такси» юмористически рекламировал французские автомобили, новая комедия Николаса Бенаму («Супернянь», «Супернянь 2») еще жарче убеждает, что только самоубийца сядет в китайскую машину. Потому что выглядит она неплохо, но разваливается буквально на глазах. Даже старенький дедушка может что-нибудь от нее оторвать, а ее компьютер явно программировали люди, которым не было никакого дела до безопасности водителя и пассажиров. Так что разваливаться-то машина разваливается, но останавливаться даже не собирается, и рутинная поездка на юг делает Коксов героями хроники происшествий.
Впрочем, прозрачный намек не связываться с сомнительными брендами в «Без тормозов» не главное. Это все-таки не социальная реклама, а фарсовая комедия, выстроенная вокруг разнообразных гэгов и грубых шуток. Фильм сразу берет быка за рога, и персонажи еще до отъезда из Парижа успевают получить по морде, засорить канализацию и поссориться из-за патологически влюбчивого дедушки, который верит, что каждая встречная «юбка» может стать его суженой. И это только начало!
Полагая, что зрителям легче будет смеяться, если они не будут слишком сильно переживать за главных героев, создатели ленты не сделали семью Коксов особенно притягательной. Нет, Коксы не подонки и не преступники, и они отлично смотрятся на фотографиях. Но есть в них та комичная самоуверенность процветающих буржуа, которая заставляет радоваться, когда картина ставит героев в неловкие и опасные положения и заставляет их придурочно себя вести. Хотя особенно утруждаться фильму не приходится. Коксы со смаком используют каждую возможность опозориться.
Чтобы было еще смешнее, героев со всех сторон окружают придурки, разгильдяи и просто мутные личности. Цыган, одетый как стереотипный славянский бандит, который гоняется за Коксами после того, как они сносят ему дверь его «Бэхи». Начальница дорожной полиции, которая всех называет «дебилами» и руководит в промежутках между матчами в пинг-понг (игровой стол стоит прямо в центре управления движением). Дилер автокомпании, который отмахивается от отчаянных телефонных звонков Кокса, потому что впаривает кошмарную технику новым клиентам… Временами картина становится настолько едкой, что заходит на территорию сатиры.
Однако это все же фарс – нарочито глупое, а не умное кино. Это легко определить по количеству туалетных приколов. Тут и засорение унитаза, и детское нытье, и метание пакета с мочой… Это вам не голливудская «одна обязательная сортирная шутка в детском кино». Бенаму подошел к делу с основательностью человека, который всегда об «этом» думает. Хотя скорее он думал о том, чтобы сделать картину максимально подходящей для международного рынка. Ведь тонкие шутки плохо переводятся, а «дебилы» и «моча» во всех странах понятны. И надо признать, что кино у француза получилось веселое и смешное. Если, конечно, у вас нет аллергии на запредельную тупость и на езду по отличному шоссе, где на скорости в 140-160 километров в час опасность представляют только другие машины и шлагбаумы платных участков.
С 5 января в кино.