В интеллигентном триллере Дэвида Мамета "Красный пояс" выбивают одно стекло, обсуждают краденные часики, много говорят и мало дерутся.
Бедный, но гордый инструктор по джиу-джитсу Майк Терри (Чиветел Иджиофор) чтит самурайский кодекс и не любит профессиональный спорт. Все, что ему нужно – чуть-чуть карманных денег, чтобы поменять разбитое стекло в своей заштатной академии самообороны, прозябающей на выселках Лос-Анджелеса. Жена инструктора, бразильская бизнес-вуман, отчихвостив мужчину за пустой идеализм, денег на ремонт не дает, а денежный шурин-мафиози, организующий в городе сомнительные бои без правил, с ней, похоже, в сговоре.
В общем, дело всей жизни Майка балансирует на грани финансового, морального (лучший ученик кончает жизнь самоубийством) и семейного дефолта. Отчаянное положение усугубляет луч света в темном царстве – местная пьющая кинозвезда (Тим Аллен), пригласившая банкрота консультировать новый фильм про войну в Ираке: подаренные звездой золотые часики за двадцать тысяч долларов оказываются в результате краденными. Прижатому к стенке самураю ничего не остается, как забить на идеалы, выйти на продажный ринг и накостылять мерзавцам.
Озвучьте сей душераздирающий сюжет лет эдак двадцать назад у входа в задрипанный видеосалон, и трехдневная выручка этому салону была бы, несомненно, обеспечена. Сейчас единственной вменяемой реакцией на анекдот, где чернокожему сэнсею бьют стекла (и больше, кажется, ничего серьезного) в академии восточных единоборств, будет лишь легкое недоумение. И недоумение тяжелое, когда объявят автора «Красного пояса» /Redbelt/ (2008). Дэвид Мамет – дипломированный Пулитцером интеллектуал, литератор на все руки и голливудский Беккет, нашим зрителям знаком больше не по режиссерским работам, а, скорей, сценарным: самое время напомнить, что кроме вынужденной халтурки типа «Ронина» /Ronin/ (1998), Мамет придумал «Плутовство» /Wag The Dog/ (1997), самую зубастую политическую сатиру 90-х. Теперь вот – триллер про чернокожего инструктора по джиу-джитсу, кукующего у разбитого окошка со своими принципами.
Кто-то скажет, что от симбиоза "низкого" жанра и высоколобой режиссуры жанр остается только в выигрыше. В "Красном поясе", если отбросить реверансы перед прошлыми заслугами Мамета, справедливым окажется обратное: в обществе этого безусловно талантливого человека с умной бородатой головой триллер про единоборства как-то замялся, скукожился и минуте на десятой смылся с экрана окончательно. Таинственная бразильская школа джиу-джитсу – это, вообще-то говоря, последнее, ради чего стоит идти на этот фильм. Увы.
Спрашивается, ради чего, если не на джиу-джитсу? Ради мощного нигерийца Иджиофора, которого Мамет как будто выписал из махрового блэксплотэйшна, сгоняв на машине времени в 75-й год. Но разговорчики в строю, выбитое стекло и краденные часики – совсем не та компания, в которой хочется видеть этого мощного африканского мужчину.
Во-вторых, посмотреть, какую злую шутку сыграл с Маметом его собственный пурпурный пояс по джиу-джитсу. Как известно, эта разновидность самообороны расчитана на тех, кто хочет одержать победу, оказавшись в ситуации заведомого проигрыша. Условно говоря – на карлика, столкнувшегося в узком проходе с подвыпившим борцом сумо.
Так вот: хитрым карликом окажется здесь вовсе не Мамет, кидающий через плечо неподъемную тушу жанра, а любой заштатный гонконгский боевичок, который отправит в нокаут великого голливудского комбинатора, от веса собственной головы ставшего немножечко неповоротливым.