Необычный для нашего кино крепкий нуар с элементами драмы увлекает нетривиальными персонажами, оригинальным сюжетом и погружением в мир сновидений и их трактовки. Это как минимум не скучно
Необычный для нашего кино крепкий нуар с элементами драмы увлекает нетривиальными персонажами, оригинальным сюжетом и погружением в мир сновидений и их трактовки. Это как минимум не скучно.
После инцидента с перевозившей наркотики пассажиркой из Средней Азии пограничная служба аэропорта Шереметьево подвергается проверке со стороны органов госнаркоконтроля. Проверяющие подозревают, что случай не единичен, вырисовывается обширная сеть трафика, которую прикрывает кто-то внутри пограничной службы. Следователь Стас подозревает молодую сотрудницу аэропорта Евгению, но подобраться к ней сложно – после трагической потери любимого человека Женя стала видеть сны, которые сбываются с подозрительной точностью. Обретенная девушкой способность не только видеть будущее, но и влиять на него повергает Женю в иллюзию, что он способна контролировать не только развернутое вокруг нее расследование и подлинную картину преступного сообщества, действующего вокруг пограничной службы, но и собственную жизнь, однако судьба устраивает героине испытание, которое даже с ее даром предвидения нельзя пройти без потерь.
Данный феномен еще только предстоит осмыслить и систематизировать, но отрицать его никак нельзя – современная форма поддержки государством и частными инвесторами отечественного кинопроизводства странным образом скорректировала стилистическую и жанровою картину российского кино. В то время как внимание и финансы стали перемещаться из области быстрого зарабатывания денег (легких ромкомов и молодежного стеба) в обширный пласт масштабного исторического и героического кино, за бортом остались многие жанры, без которых зритель откровенно скучает. В России практически перестали снимать боевики – дорого и несвоевременно, с наших экранов исчезли отечественные детективы – поклонники «пуаро» и «холмсов» вынуждены довольствоваться третьесортными сюжетами, воплощенными в слабеньких телесериалах, а уж о нуаре, снятом нашими авторами, и вовсе нечего говорить – это просто белое пятно на карте.
Тем любопытнее дождаться и оценить картину молодого режиссера Гийома Проценко «Разбуди меня» – ладно скроенный психологический триллер с элементами драмы, мистики, романтики и множеством других приправ, превращающих кино в зрелище. Эта лента несколько хромает от того, что пытается ухватить сразу несколько стилистических течений и авторских решений, но в целом это то жанровое кино, которого на наших экранах не было давно, цепляющая история, увлекательная загадка, крепкие характеры и понятные мотивы – не больше, но и не меньше.
Изначально в хитросплетениях «Разбуди меня» можно заблудиться – сны здесь путаются с явью, флешбэки переплетаются с предсказаниями будущего, а подлинная история героев складывается только к финишу. Но картина успешно справляется – и это заслуга сценаристов и режиссера – с задачей затянуть зрителя в хитросплетение сюжетных линий. Мы знакомимся с молодой женщиной Женей, которая при невыясненных обстоятельствах еще полтора года назад потеряла любимого человека, но расстаться с дорогим ей прошлым она не может – слишком счастлива была тогда, слишком одинока сейчас. Постоянный стресс и жизнь внутри воспоминаний вызывают бессонницу и видения, которые на деле оказываются картинками из будущего. Интригующее начало, которое может обернуться чем угодно.
Оборачивается этот бульон крепко закрученной интригой – Женя оказывается окружена ищейками наркоконтроля, не слишком, кстати, чистыми на руку, предателями-коллегами, легкомысленными друзьями. Женщина в конце концов остается один на один с огромным мегаполисом, не слишком стремящимся ее принять. Но это только то, что лежит на поверхности. В подсознательном слое картины краски еще пышнее, а сюжет закручен крепче, чем в ином залихватском экшене. И чередование прошлого, настоящего и будущего лишь усиливает красоту и силу сюжета – авторы задаются непростым вопросом, насколько мы можем доверять своим инстинктам и вправе ли мы делать далеко идущие выводы, отталкиваясь от неосязаемых вспышек прозрения, необъяснимых наукой и здравым смыслом.
Внутри «Разбуди меня» можно разглядеть немало параллелей с «Бойцовским клубом» Финчера, «Амели» Жене или картинами Дэвида Линча, но на этом не стоит зацикливаться – лента Проценко вполне самостоятельна, чтобы не исчезнуть за широкими спинами старших товарищей. Она безупречно исполнена визуально – контраст дня и ночи, сна и реальности, отношения двух мужчин к одной женщине переданы филигранно. Чуть более навязчивыми, чем положено, выглядят игры с отражениями, но авторы о них очень скоро забывают. Зато режиссеру и оператору удалось из улиц Москвы сделать что-то мистическое и даже пугающее – героиня каждый раз словно не домой возвращается, а в мрачный темный лес.
Поклонников крепкого изобретательного детектива, вполне возможно, разочарует концовка. Да, сюжетный ход с тотальной коррупцией и пронизывающей все преступностью далеко не нов, но в данном случае куда важнее то, как и с чем герои пришли к финальному выстрелу, оставляющему, кстати, возможности для разных трактовок. В «Разбуди меня» интересен ход сюжета, интересны трансформации образов и характеров, любопытна каждая минута, проведенная в кадре Ириной Вербицкой и Кириллом Пироговым, а финал пусть остается открытым. У истории сна и не может быть иной концовки, кроме пробуждения, пусть даже тяжелого и болезненного.
С 30 марта в кино.