Самобытная ода материнству с превосходной Эми Адамс.
Слово «мама» для большинства обладает сакральным значением. При этом общество часто предпочитает игнорировать заслуги материнства, списывает их на обязанности («должна», «так принято»), при жалобах на физическое и ментальное истощение апеллирует к выбору («рожать ведь никто не заставлял»). «Ночную суку» по мотивам одноимённого романа Рэйчел Йодер при желании можно назвать менее радикальной версией «Субстанции»: здесь тоже происходят кардинальные телесные метаморфозы и высмеиваются навязанные стандарты. Создатели ленты предлагают в буквальном смысле прорычать, завыть на весь мир от раздираемой внутренней боли, несправедливости, усталости, тяжести родительского груза.
В центре сюжета Мать (Эми Адамс), женщина средних лет, не так давно родившая своего первенца-мальчика. У героини нет имени собственного: когда-то она была успешной художницей, но после беременности переехала в пригород, полностью посвятив себя семейным обязательствам и каждодневной рутине. Её супруг (Скут МакНэйри) постоянно находится в разъездах и даже в минуты совместного отдыха с сыном постоянно донимает Мать бытовыми вопросами. У неё резко обостряется обоняние, зрение и другие животные чувства, пробивается шерсть и хвост, возникает непреодолимая тяга к мясу и враждебное отношение к домашнему коту. Женщина начинает ощущать себя собакой, полностью переосмысляя своё положение и священный материнский статус.
Режиссёркой «Суки» выступила Мариэль Хеллер, одна из наиболее заметных инди-постановщиц 2010-х, исследующая разные грани женского опыта — от пубертатного периода («Дневник девочки-подростка») до кризиса среднего возраста («Сможете ли вы меня простить?»). Вопреки фантасмагорическому концепту, «Ночная сука» довольно прямолинейна, что делает её доступной для аудитории. В отличие от первоисточника, экранизация получилась сдержанной, сглаживающей наиболее рискованные для современной аудитории фрагменты. «Сука» стучится в коллективное сознание благодаря внутренним монологам Матери, произнесённым с разной степенью ярости. «Вам не кажется, что мы — боги?» — спрашивает у своих подруг по «несчастью» Мать. Внутри каждой из них растёт новый организм, кости и плоть, но обществу, как и беззаботным мужьям, не до этого. Женщин снижают до функций, и Мать противостоит этому при помощи магической трансформации, бежит трусцой на истинный зов природы, к свободе, которую мир нагло и без спроса присвоил себе.
Следящие за Эми Адамс поклонники серьёзно переживали из-за количества провалов в её карьере за последние несколько лет. Настоящие фанаты оставались до конца, верили во «второе пришествие» — и были вознаграждены. Мать уже с лёгкостью входит в «пятёрку» самых смелых, монументальных ролей актрисы. Главное оружие шестикратной номинантки на «Оскар» — по-прежнему глаза. Адамс нагружает себя эмоционально и физически, прибегает к демоническому квадробингу, изрекает целые манифесты, чередует их с шокирующе смешными репликами («Я могу щёлкать орехи своей вагиной»). Но в основе — безграничная эмпатия к своей героине, осознание её разочарованности в новой жизни, необходимого движения вперёд. «Где моя жена, которая меня вдохновляла?» — сетует обиженный и сконфуженный муж. «Она умерла при рождении сына», — тут же парирует Мать, укоряя как супруга, так и весь мир, не замечающий её тягот.
«Ночная сука» могла с лёгкостью стать ещё одним бесшабашным социальным хоррором, однако Хеллер больше заинтересована в сострадании человеческому опыту, поэтому выбирает путь меньшего сопротивления и вегетарианства (как стилистического, так и смыслового). Мать духовно воскресает, возвращается к любимому делу, начинает делить с супругом семейные обязанности, учитывая личные запросы и пожелания. Картина призывает к проговариванию конфликтных эмоций и безвыходных ситуаций, что делает «Суку» наглядным примером качественного кино, где дидактизм успешно уживается с абсурдом.
А то одна экзальтированная личность ставит в топчик всякое от лица всего сайта.