На психотриллер "Охотники за разумом" можно идти, если не ждать от него ничего, кроме того, что он может предложить. Современную американскую натуралистическую версию вечных английских "Десяти негритят". Их было восемь, их было восемь. Характерно, что голливудский фильм Ренни Харлина с успехом прошел на его малой родине, в горячей стране Финляндии, и только еще в одном месте -- Арабских Эмиратах, а в США был отложен после тест-просмотров...
Но для арабских террористов он – учебное пособие по отрезанию голов, откачиванию крови, пропитке кислотой предметов обихода и специспользованию водопроводных кранов. Идти на фильм нельзя ни за какие деньги защитникам животных и зеленым.
В темном-темном лесу стоит темный-темный дом, рядом с которым в автомобиле сидят два ФБРовца и вызывают группу поддержки для поимки маньяка. Тут из дому раздается душераздирающий вопль, и ФБРовцы (Кристиан Слэйтер и Кэтрин Моррис) бегут спасать очередную жертву. После суеты на темных-темных лестницах попадают в подвал, где натыкаются на подвешенные к потолку трупы животных со вспоротыми животами, пару девиц в окровавленной ванне, еще одну – под ногами, а на стуле сидит маньяк, тоже мертвый: убил и жертву, и себя. Моррис, осмотревшись, сообщает на базу, что "ситуация под контролем", но тут из угла вылетает второй маньяк – напарник, убивший всех остальных. Он мигом кончает обоих ФБРовцев. Полное затемнение. Через пару минут напарник говорит поднимающимся трупам: "Я думал, что вы никогда не доедете".
Наутро в спецшколе – разбор полетов. Учитель жизни (Вэл Килмер) рассказывает курсантам, какие ошибки все они совершили на вчерашней тренировке. Вышеописанный случай – лишь имитация дела, раскрытого пятнадцать лет назад. Это был предпоследний экзамен, то есть предисловие к фильму, заканчивающееся тем, как курсанты расслабляются в баре, составляя психологические портреты посетителей. Оказывается, они учатся на психологов-криминалистов, а возьмут далеко не всех. Не то чтобы ради работы все дружно грызли гранит, но последний экзамен намечается самым жестким: провести всемером уик-энд на отдаленном острове, где Килмер тоже что-то подстроил, а они должны это раскрыть.
Раскрывать им вообще надоело – а поиграть, побухать, побуянить, потрахаться? – и хочется жить, не взирая на психологию. На острове, правда, бегает слишком много бездомных кошек, так что наутро курсанты наткнутся на веселую картинку. Какая досада. В одной из мрачных-мрачных комнат мрачного-мрачного здания, где они поселились, подвешена дохлая кошка со вспоротым животом, а во рту у нее будильник. Нельзя сказать, что на всех семерых это произвело впечатление, Слэйтер спокойно берет будильник и смотрит, сколько на нем. Но на нем на двадцать минут больше, чем есть на самом деле, и тут психологи соображают, что это неспроста.
Действительно, первый из них через двадцать минут взорвется на прибрежном катере, и, значит, возникнет вопрос, что ж за такие экзамены, на которых убивают. Но, с другой стороны – взорвался дружбан, и взорвался. Меньше народу, больше кислороду. Психологи пьют кофеек, обсасывают ситуацию и наезжают на подозрительного восьмого, прибившегося к ним. Восьмой – это негр (Эл Эл Кул Джей), наблюдатель из вышестоящих инстанций. Правда, его объяснений никто слушать не собирается. Ща шлепнем – и все дела. Но снова возникнет акцент на будильнике, и во время наезда все рухнут вдруг, как подкошенные, и продрыхнут до темноты. В кофе было что-то подмешано. Чего они все, разнополые, с разным здоровьем и мозговой активностью, проснутся одномоментно – следующий вопрос. Тем не менее, когда проснутся, второй трупак им обеспечен.
Что и как будет убиваться в течение фильма – его как бы "ноу хау", но логика уже понятна. Смотреть страшно, поскольку все натуралистические подробности показаны крупным планом. Единственное, все время видны муляжи дохлых кошек и потопленных курсантов, но атмосфера действительно мрачная, серо-зеленая, и смонтировано грамотно. Так что смеяться над муляжами будет лишь самый циничный, а каждому слабонервному будет все более не до смеха. Да пошло оно все… Но совсем уйти нелогично, поскольку должна же быть какая-то разгадка. По всем своим заявкам "Охотники за разумом" предполагают разгадку, увяжущую с "Десятью негритятами" американское ФБР и чего оно, собственно, ныне экзаменует. Нечто вроде японской "Королевской битвы".
Увы, заявки ясны всем, кроме Ренни Харлина. Кроме того, снова появляются странные подозрения. Типа "психологи" несут такую чушь и общаются на таком грудничково-ясельном уровне, что, наверно, разгадка вообще, что курсанты – не те, за кого себя выдают. Они просто все диагностированные, а остров – всего лишь замаскированная психушка. Но еще раз увы. Кончиться-то кино кончится, но лучше уж было бы бесконечным. Ни малейшей рефлексии на "Десять негритят" у Ренни Харлина не случилось. Никакая "осовремененность" вкупе с "американизированностью" ничуть не объяснена. Хуже того, разгадка строго по Агате Кристи, чистый муляж ее сюжета задним числом обнаруживает, что вся "версия" – полный бред. Остров. Экзамен. Психологи. Убийства. Все бред. Убийства не могли быть совершены, потому что они не могли быть совершены никогда. Объяснять, жаль, нельзя – смотреть не будет никто. Но в финале уже хихикали самые слабонервные.
Последним приличным триллером Ренни Харлина был "Долгий поцелуй на ночь" /Long Kiss Goodnight, The/ (1996), потом начался отстой. "Остров головорезов" /Cutthroat Island/ (1995), "Глубокое синее море" /Deep Blue Sea/ (1999), "Гонщик". В данном случае признак отстоя – что Кристиана Слэйтера убили на пятнадцатой минуте, да и Килмера все кино – с гулькин нос. То есть ребята явно пошли на деньги, будучи в данный момент в упадке и понимая, что никакой былой славы с этого дела не срубишь, так и нечего особенно светиться.
Пугающая отстойная перспектива – что же Харлин наворотил в еще предстоящем нам "Изгоняющем дьявола: Начале", когда "вылечил" его после отстраненного Пола Шрэдера, у которого было "слишком мало крови".
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.