Новый пиксаровский хит «Вверх» описывает частный случай использования воздушных шариков для транспортировки по воздуху пенсионера и бойскаута из Северной Америки в Южную. Мы изучили вопрос более внимательно, обнаружив, что тема воздушных шариков не только проходит красной линией через всю историю кино, но каждый фильм, при внимательном рассмотрении, оказывается фильмом про воздушный шарик.
«Билли и воздушный шарик» (Billy's Balloon, реж. Дон Херцфелд, 1998)
Пиксаровский «Вверх» стал первым анимационным фильмом, открывшим Каннский фестиваль, но первой анимацией про воздушные шарики, участвовавшей в каннском конкурсе, был «Билли и воздушный шарик» Дона Херцфельдта. Короткометражную «Золотую пальму» за шарики, убивающие детей, Херцфельдту не дали, хотя на других конкурсах он получил около тридцати призов. Ну вот не любят в Каннах человеконенавистнические шарики.
«Человек-булавка» (The Pincushion Man, реж. Аб Айверкс, 1935)
В свою очередь анимационной классикой про воздушные шарики остается «Человек-булавка» Аба Айверкса – художника, придумавшего для Уолта Диснея Микки Мауса. Действие этого экзистенциального триллера происходит в Шарик-лэнде, чьи жители сделаны из воздушных шариков, добываемых промышленным способом из каучукового дерева. На Шарик-лэнд нападает злобная подушка для булавок. Мужественные шарики от нее обороняются.
«Красный шарик» (Le Ballon Rouge, реж. Альбер Ламорисс, 1956)
С тем, какие шарики любят в Каннах, жюри фестиваля однозначно определилось еще в 1956 году, вручив «Золотую пальмовую ветвь» Альберу Ламориссу за короткометражку про дружбу мальчика и шарика. В Америке были так тронуты этой историей, что вручили французу «Оскар» за лучший сценарий. Шарики здесь гуманные, но их способность к сговору остается в силе: от хулиганов героя спасают шары, прилетевшие на помощь из Парижа. О том, что они сделали с хулиганами, только в конце 90-х догадался режиссер Дон Херцфелд, но в Каннах на сговор шариков закрыли глаза. и вот результат: шариками открывают фестиваль.
«Полет красного шара» (Le Voyage du Ballon Rouge, реж. Хоу Сяо-сень, 2007)
Разумные воздушные шарики до сих пор продолжают мерещиться французским детям. Об этом – вольный римейк короткометражки Ламорисса от тайваньца Хоу Сяо-сеня, главную роль в котором сыграла Жюльет Бинош. Ребенку, одержимому еще одним разумным шариком, нанимают сиделку из Китая. В отличие от них пергидрольная Бинош ни в какие шарики не верит. Душевная артхаусная драма.
«Ферма воздушных шариков» (Balloon Farm, реж. Уилльям Дир, 1999)
Пока в артхаусной Франции не верят в заговор воздушных шариков, в Америке их уже выращивают. Еще один римейк Ламорисса, только мальчика заменили на девочку, а скептически настроенную мать на уверенного фермера в безупречном исполнении Рипа Торна. Естественно, что и «Люди в черном» появляются на шариковой ферме тоже.
Кин-дза-дза! (реж. Георгий Данелия, 1986)
На планете Плюк воздушные шарики хранят последний выдох умирающего, выполняя роль наших надгробных памятников. Если жизнь не удалась – шарик будет маленький. Удалась – большой. Если очень удалась – будет воздушный шар, или «последний выдох господина Пэжэ». Но такие шары получаются только у больших начальников. У нас говорят, что ребенок, появляясь на свет, делает свой первый шаг к смерти. На Плюке – он начинает надувать воздушный шарик.
«Бэтмен» (Batman, реж. Тим Бертон, 1989)
Тима Бертона также тревожила летальная функция воздушных шариков: из-за связки наполненных нервно-паралитическим газом шаров, сбитой Бэтменом над Готтэмом, Джокер (Джек Николсон), не в силах вынести такого обращения со своими шариками, пристреливает в сердцах подручного.
«Спаун» (Spawn, реж. Марк Диппе, 1997)
Через десять лет тему инфернального воздушного шарика развил адский клоун Джона Легуизамо в «Спауне». «Ты был на моем дне рождении…», говорит Легуизамо девочка. «Нууудддааа!», отвечает Легуизамо, и показывает девочке вот такой воздушный шарик.
«Супергеройское кино» (Superhero Movie, реж. Крэйг Мэзин, 2008)
О существовании еще более адских шариков – совокупляющихся – тоже догадались в США. Не дарите детям такие шарики.
«Знаменитые киношарики» (Famous Balloon Movies, реж. CyberShire)
Как показали новейшие исследования истории кино, вопрос о воздушных шариках – хорошие они или плохие, небесные или инфернальные, злобные или гуманные, добрые или летальные – судя по всему не имеет никакого смысла, потому что шарики тотальны. В каждом фильме, если смотреть его внимательно, обязательно обнаружится свой воздушный шарик. Так устроен мир. Во всяком случае от «Шарикобланки», «Шарика Кэссиди и Сандэнс Кида»,«К шарику через северо-запад» и «Шарика и Никиты» радость от просмотра получается не меньшая, если не большая, чем без шариков. И хотя шутка человека, пририсовавшего шарики в классические фильмы – всего лишь шутка, но есть за ней какая-то важная правда.
Полную номенклатуру шарико-фильмов смотрите выше, но недавно к ней прибавился еще и «»Властелин шариков«.
Теория тотального шарика выдерживает проверку любым фильмом, даже самурайским. Последний фильм современника Ясудзиро Одзу режиссера Садао Яманака, погибшего во время Второй мировой войны, считается классическим образцов жанра дзидайгеки – костюмированной драмы на бытовую тему из жизни простолюдинов эпохи Эдо. Разорившийся самурай выбивается из сил, чтобы заработать на жизнь, и находит работу для своей жены – клеить бумажные шары. Коварный цирюльник плетет против самурая заговор. Все плохо, но бумажные шарики символизируют надежду на что-то лучшее. Ну а вот вы верите в надувные шарики?
«Винни Пух» (реж. Федор Хитрук)
Мы верим. Даже несмотря на то, что никто не ходит с воздушными шариками за медом, а если в шарик выстрелить, то он обязательно испортится. Но испортится синий, а зеленый Пятачок предусмотрительно оставил дома.