Яркая психологическая драма пополам с авантюрным кино о профессоре, который пытается покончить с собой с помощью азартных игр
Профессор литературы и писатель-неудачник Джим Беннетт (Марк Уолберг) проиграл в подпольном казино все свои деньги. Теперь он играет на заемные средства, не стесняясь того, что берет в долг у бандитов, которые не скрывают, что если он не сможет расплатиться, то они выбьют деньги из его состоятельной родни. Параллельно Джим заигрывает со студенткой Эми (Бри Ларсон), которая кажется ему перспективным писателем, и вызывает на откровенный разговор о жизни Ламара (Энтони Келли), блестящего университетского баскетболиста, который ходит на занятия Беннетта лишь для того, чтобы получить «галочку» в ведомости. Присмотревшись к своему «клиенту», кредиторы Джима начинают шантажировать его, угрожая его студентам, и мужчина впервые всерьез задумывается о том, как расплатиться с долгами.
Новая картина постановщика «Восстания планеты обезьян» Руперта Уайатта основана на малоизвестной в России одноименной ленте 1974 года. Мы, однако, сообщаем об этом лишь для проформы. Потому что, хотя у этих фильмов немало схожих сюжетных ходов, это совершенно разные истории о совершенно разных людях и совершенно разных отношениях с азартными играми.
В самом деле, герой драмы Карела Райса в исполнении Джеймса Каана – классический «лудоман», человек с патологическим пристрастием к азартным играм, который проигрывает все, что не прибито гвоздями, потому что не может жить без риска. Напротив, Джим Беннетт не раз замечает, что он не игрок, и это не самообман, а констатация неочевидного факта.
Что же им движет, если не лудомания? Еще более опасное расстройство – жажда смерти. Если не физической, то символической. Разочарованный в себе, в своей карьере, в своих достижениях и даже в своей семье Беннетт пытается отделаться от всего, что составляет его жизнь, чтобы умереть – или начать жить с нуля. Поэтому он проигрывает все деньги, выбирает все кредиты, выводит из себя свою мать, нарушает университетские правила и режет студентам в глаза правду-матку вместо того, чтобы рассказывать про мировую литературу. Шаг за шагом профессор стирает свою жизнь и по возможности получает от этого мазохистское удовольствие.
Откровенно говоря, наблюдать за таким героем не слишком приятно, поскольку он не вызывает особой симпатии. Да, он не добился суперуспеха, о котором мечтал в юности, но 99% жителей земли с удовольствием поменялись бы с ним местами. Привлекательный холостой профессор в престижном университете, да еще и с богатой родней – живи да радуйся! А он переживает из-за того, что его книжки не считаются новой классикой. «Проблемы Первого мира», как пишут в таких случаях в Америке…
К счастью, первой половине картины есть чем увлечь и развлечь – колоритными второстепенными персонажами (Джон Гудман! Джессика Ланж! Майкл К. Уильямс из сериала «Прослушка»!) и остроумными цветастыми диалогами о смысле жизни и необходимости платить по счетам. Плюс обаяние Уолберга, неожиданно правдоподобного в образе циничного профессора, который по манере поведения кажется кузеном доктора Хауса. Тем не менее если бы весь фильм был снят в таком ключе, он мог бы претендовать лишь на твердую «тройку».
Однако на середине повествования картина резко меняется. Когда кредиторы вовлекают в проблемы Беннетта его студентов, в душе эгоистичного филолога просыпается совесть, и он судорожно начинает искать выход из положения. Человек, сдавший себе «мизер», вынужден играть «десятерную», и благодаря этому «Игрок» превращается из психологической драмы в захватывающую авантюрную картину. Правда, не такую изощренную, как «Афера» и ей подобные ленты, полностью сосредоточенные на интригующих сюжетных ходах. Но все же достаточно драматичную, чтобы в финале почувствовать, что два часа в зале были проведены не зря и что духовное путешествие и перерождение Беннетта интересно и как дотошный психологический портрет, и как развлекательное криминальное кино.