Транс-эльфийская магистраль.
Каждый релиз новой части прабабушкиной ролевой франшизы Dragon Age по традиции сопровождается чудесным толстым скандалом. Вот и сегодня поклонники предыдущей серии (Inquisition вышла целых 10 лет назад) воют что-то тоскливое про вытупление геймплея и доминацию персонажей с нетрадиционной ориентацией. О том, что в прошлой части игры здоровые мужики расхаживали в перьях и корсетах, никто толерантно не вспоминает.
Серия Dragon Age всегда была странноватой мутацией на тему привычного толкиен-сеттинга. Монстры здесь вылезают из кровавых пузырей или вываливаются из чистого воздуха. Магией можно пользоваться всем, кроме гномов. Игровых рас всего четыре, а героических классов и того меньше — воин, маг и вор. После классических ролевых игр Veilguard кажется сильно упрощенной и экшен-ориентированной.
Veilguard удалила из механики Dragon Age последние атавизмы хардкорной RPG: возможность поставить сражение на паузу и раздать тактические приказы партии, способность переключаться между героями и вручную управлять каждым из них. Вместе с ними в небытие отправились все негативные варианты диалогов: стать плохим героем или даже антигероем в Veilguard просто невозможно. Вход только для хороших парней, девчонок и всех, кто со своим полом пока не определился.
На смену открытому миру Inquisition пришли довольно тесные карты-арены, и виной тому туманное прошлое Veilguard как проекта, который из однопользовательской игры превратили в многопользовательскую, а затем передумали и откатили обратно. Из-за эпизодичности географии страдает целостность повествования, зато выигрывает визуал: стесненные в размерах карты регионов сияют не характерным для проектов Bioware глянцевым лоском.
Каждая вылазка героев из уютной базы между реальностями в лубочный игрушечный внешний мир заботливо завернута в блестящую повествовательную оболочку. На старте задания Veilguard нежно вопрошает, кто отправится на прогулку с протагонистом и напоминает о целях. По факту завершения миссии вкрадчивый персонаж из предыдущей части Dragon Age показывает мультик, читает мораль и оставляет клифхэнгер.
Новообретенный франшизой клинический позитивизм не допускает на экраны мониторов кровь, боль и драму, отчего самые апокалиптические сюжетные повороты Veilguard воспринимаются как события из жизни семейки Кардашьян. Герои прошлых лет падали в кровать по колено в кровище и кишках, но протагонист по имени Рук из Veilguard выходит из ближнего боя с подгнившим драконом в идеально налаченном помпадуре.
Потеть и пачкаться во время боя скорее придется самому игроку. Veilguard компенсирует упрощение многих игровых систем максимальным усложнением боевой. К паре базовых ударов прилагается дистанционная атака, блоки и парирования, несколько градаций мощности ударов, система накопления энергии, три специальных удара, ультраприем, система сочетания разных типов атаки и коллективные усилия.
Вся эта невероятная боевая потенция применяется на крошечных аренах в реальном времени, с AOE-эффектами, под мерцающими предупреждениями об атаках и с попытками управлять партией через примитивный круговой интерфейс. Который ожидаемо трещит и не справляется. С такой нагрузкой на контроллер не вытянули бы даже профессиональные игродизайнеры, а текущий кадровый состав студии Bioware после нескольких волн увольнений — очевидные дилетанты.
Только так можно объяснить подвязывание функции сбора лута и прыжка на одну кнопку, а также наличие двух разных клавиш для подтверждения выбора. Именно поэтому доступ к игровому журналу можно получить только предварительно открыв карту. Veilguard — та самая уникальная игра, где нужно физически разбить горшок, чтобы получить его целым в инвентории в качестве «ценного лута» вместе с картофелиной и рваным кошельком.
Польская CD Projekt латала свой Cyberpunk 2077 пару лет после релиза. Massive Entertainment наняла для Star Wars Outlaws нового гейм-директора спустя три месяца после выхода игры. При желании и ресурсах Veilguard можно запатчить, починить до заявленного уровня ААА-проекта.
Но сегодня невозможно назвать настоящим блокбастером экшен-игру с тягучим, замедленным боем, постоянно теряющимся монстр-локом и героем, который беспомощно тонет в луже в трех пикселях от берега под безразличными взорами соратников. Зато Dragon Age: The Veilguard можно назвать Kingdoms of Amalur, и никто не заметит подмены.