С самого детства Херманн хотел стать большим художником, но успех не спешил к нему приходить. В отчаянной попытке вписаться в галерею популярной аукционистки Деворы Кляйн Херманн обещает ей создать за две недели нечто невероятное...
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
С самого детства Херманн (Шон МакГрат) хотел стать большим художником, но успех не спешил к нему приходить. В отчаянной попытке вписаться в галерею популярной аукционистки Деворы Кляйн (Энн Сорс) Херманн обещает ей создать за две недели нечто невероятное, в чем ему поможет… дыра в стене квартиры, куда мужчина въехал. Эта дыра умеет разговаривать и время от времени «рожает» неординарные вещи, которые делают творения Херманна популярными, но за эту помощь ему придется заплатить.
В истории мейнстримного кино не так уж много по-настоящему странных фильмов – таких, чтобы в пересказе сюжета они казались какой-то дурацкой шуткой. Тем не менее «Непроглядная тьма» – как раз такое кино, это безумная история обреченной любви между человеком и чувствительной дырой в стене. Дыра общается записками, разговаривает, чувствует прикосновения и от любви расширяется и «размножается», проявляясь в других частях квартиры. А еще с ней можно заниматься сексом, вставляя сами понимаете что сами понимаете куда, но нужно быть осторожным, потому что дыра может не только подарить наслаждение, но и выбить глаз или высосать кишки. И что немаловажно, это не комедия – черный юмор здесь, конечно, присутствует, но исключительно незаметным «подводным течением».
Идейно «Непроглядная тьма» являет собой нечто среднее между «Фаустом», «Маленьким магазинчиком ужасов» и недавней мелодрамой Спайка Джонса «Она», в которой мечтательный «ботан» Хоакин Феникс влюблялся в голос операционной системы (что неудивительно, ведь озвучила ее Скарлетт Йоханссон). Наклевывающийся роман между Херманном и дырой окрашен в более мрачные тона, но пытается рассуждать о том же – насколько непреодолимым препятствием для любви является отсутствие физического тела? И можно ли считать это любовью? Заодно фильм подкидывает пищу для размышлений на другую тему – так ли очевидна и неоспорима грань между подлинным искусством и его профанацией? И может ли творение сделать счастливым своего творца?
Как видите, в чем сценариста и постановщика Майкла Медалью не упрекнуть, так это в отсутствии амбиций, и, самое удивительное, получившийся фильм почти им соответствует. Да, это не то кино, которое можно раскрутить, как «Паранормальное явление», превратив в коммерческий хит, но и не аляповатая поделка выскочки-дилетанта. Даже без скидки на то, что это его первый полнометражный фильм, Медалья хорошо понимает, чего хочет добиться и как именно, – фильм очень прилично сыгран, с большим вкусом снят и весьма лаконичен, укладываясь в щадящие 78 минут. А еще «Непроглядная тьма» хорошо сочетает неглупое, подчеркнуто авторское кино с «кровавостями» и открывается крайне неприятной сценой, от которой у вас в животе все скрутится в тугой узел.