![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Мэдди в возрасте 13 лет перенесла менингит, который оставил ее глухонемой. С тех пор прошли годы, Мэдди приспособилась к своей новой реальности и даже стала писательницей – причем ее первая книга оказалась весьма популярной...
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат.
Мэдди (Кэти Сигел) в возрасте 13 лет перенесла менингит, который оставил ее глухонемой. С тех пор прошли годы, Мэдди приспособилась к своей новой реальности и даже стала писательницей – причем ее первая книга оказалась весьма популярной. Сейчас девушка работает над вторым романом, но ее уединение прерывает случайный маньяк-убийца, который не может пройти мимо такой роскошной возможности развлечься унылым вечером.
Майк Флэнаган – очередной молодой да ранний вундеркинд хоррора, заставивший говорить о себе сначала короткометражкой «Окулус», а затем и ее полнометражной версией. «Окулус» заработал более 40 миллионов долларов при бюджете в 5 миллионов, поэтому Флэнагана предсказуемо завалили работой на пять лет вперед (в числе его ближайших планов вторая часть «Уиджи» и экранизация повести Стивена Кинга «Игра Джеральда»), но судьба распорядилась так, что некоторые его картины слегка подзадержались на пути к зрителю («Сомния», которую Флэнаган снял еще два года назад, добирается до больших экранов только сейчас), зато теперь валятся на нас, как из рога изобилия.
В «Тишине» только пять актеров, всего ничего декораций и абсолютный минимум диалогов (рай для переводчика!) – раз главная героиня ничего не слышит, беседовать с ней большого смысла нет. Да и вообще, что можно сказать девушке, которую собираешься отправить на тот свет? Убедившись, что та умеет читать по губам, маньяк честно изложит ей свой план (хорошенько ее помучить – так, чтобы она начала молить о смерти, – а затем убить) и незамедлительно приступит к его исполнению.
Безусловно, в жанре триллеров о недружелюбных незваных гостях сказать что-то принципиально новое нереально сложно, но, надо сказать, ход с глухотой главной героини позволяет добавить в сюжет пару хитрых ходов. Так, Мэдди не замечает, как рядом с ней кого-то убивают, а маньяк ухитряется подобраться к ней незамеченным, даже проламываясь сквозь препятствия, словно медведь через бурелом. В то время как слепым персонажам, например, сценаристы любят «дарить» феноменальный слух (те вырубают свет, и охотник с жертвой тут же меняются местами), а глухота, как ни крути, никакой существенной форы дать не может.
Вдохновленная старинными джалло, «Тишина» – кино весьма брутальное и жесткое. Флэнаган не смакует насилие, но показывает его максимально реалистично – до финала персонажи доползают не только измотанными морально, но и истерзанными физически. Хотя главную ставку он все-таки делает на психологический ужас ситуации – убийца с ходу дает понять, что договориться с ним не получится, что помощи ждать неоткуда и что смерть не будет легкой. Да, жилище Мэдди отлично защищено от проникновения (даже стекла в окнах так просто не выбьешь), но авторы постоянно «подкручивают» ситуацию таким образом, что тупо пересидеть нападение не получится.
Крепко сбитый сценарий, уверенная режиссура Флэнагана (он прекрасно понимает жанр и знает, что в нем работает, а что нет), хорошие актеры, атмосферный саундтрек, а также натуралистичное, но грамотно дозированное насилие не позволяют скучать – тем более что длится «Тишина» всего 80 минут с титрами. Хотя, при всей его точености, на откровение фильм все-таки не тянет – уж слишком знакома тема, слишком очевидны законы, по которым такие картины живут и дышат.