В кинотеатре "Ролан" состоялся пресс-показ фильма Игоря Сукачева "Праздник". Множество дней не оставляет в памяти никакого следа, но есть в истории страны даты, которые помнят все, кто в ней тогда жил. Самая упоминаемая дата - воскресенье 22 июня 1941 года. К этому заурядному дню и решили обратиться Гарик Сукачев с Иваном Охлобыстиным...
В кинотеатре "Ролан" состоялся пресс-показ фильма Игоря Сукачева "Праздник".
Премьера картины и концерт фронтовых песен в исполнении Гарика Сукачева, Петра Тодоровского и группы "Неприкасаемые" - в ГКЦЗ "Россия" 8 и 9 мая.
Множество дней не оставляет в памяти никакого следа, но есть в истории страны даты, которые помнят все, кто в ней тогда жил. В их числе начало Великой Отечественной войны, День Победы, смерть Сталина, полет Гагарина. Самая упоминаемая дата - воскресенье 22 июня 1941 года, круто повернувшее жизнь миллионов. Не счесть, сколько раз кино и литература обращались к этому роковому воскресенью, которое для одних началось с того, что заработали все радиостанции Советского Союза с бомбежки, для других - с бомбежки, а для третьих, погибших во сне, так и не началось. А 21 июня, понятное дело, было самым обычным днем: рабочие - работали, служащие - служили, стукачи - стучали, зеки - сидели, охранники - охраняли, и все строили планы, которым не суждено было сбыться, потому что один из верховных друзей, два года назад заключивших договор о дружбе, решил совершить вероломное нападение на второго несколько раньше, чем это задумал его друг.
К этому заурядному дню и решили обратиться Гарик Сукачев с Иваном Охлобыстиным, написавшие сценарий фильма по сюжету Гарика Сукачева. Нет, не так - по оригинальному сюжету Игоря Сукачева. Единственной самобытной чертой этого сюжета является то, что для героев фильма, живших в деревне, этим днем оказалась не суббота, а воскресенье 22 июня, поскольку о войне они узнали только в понедельник утром. Было, вероятно, и такое - в какой-нибудь Тмутаракани, куда еще не добрались глаза Ильича и уши Виссарионыча, то есть лампочки и репродукторы. Но не в приграничной деревне, к тому же расположенной в нескольких километрах от райцентра - не дальше, поскольку герой ездит на работу на велосипеде, а к нему в гости запросто приезжает на полуторке начальник, а уж куда добралась полуторка с начальством, радио дотянулось бы и подавно. Неувязка такого сорта, что сценаристов выдает с головой. Зрителю-то совершенно все равно, какой день стал для героев последним мирным - усни они вечером в субботу и проснись воскресным утром от грохота немецких танков за окном, эффект (или его отсутствие) был бы тот же. Но нет - решили соригинальничать, не ведая, что в картине, претендующей на фактическую достоверность, сверхобычные детали должны быть мотивированы. Как, например, жареный поросенок или малосольные огурцы на июньском столе 1941 года. Но где же авторам обращать внимание на подобные мелочи, когда "завтра была война"?
Есть, впрочем, промашки и покрупнее. Бросается в глаза, что главные герои, муж с женой, - не те, за кого себя выдают. Если верить тому, ЧТО они говорят - оба выросли в этой же деревне, а если слушать, КАК они говорят - то ясно, что городские, причем с чисто русским выговором, хотя к 23 июня 1941 года немцы до России еще не добрались, а топали по Западной Украине и Западной Белоруссии. Да окажись столь подозрительная пара тогда в приграничной зоне - не миновать ей СМЕРШа:
Анахронизмы и утопизмы можно было бы простить, если бы в выстроенных авторами фильма событиях воскресного дня был некий скрытый смысл. Но, как ни вглядывайся, нет ничего, кроме пошлости: так славно жилось папе, маме и дочке, да вдруг пришли немцы и все испортили. Причем демонстрация этого столь славного житья так осточертевает (другие бы знали, что "все счастливые семьи счастливы одинаково", но сценаристы академиев не кончали), что уже к концу первого получаса ловишь себя на том, что ждешь прихода фашистов, как манны небесной. И если авторы фильма втайне хотели сделать из нас мысленных коллаборационистов, они этого добились. Режиссер вряд ли хотел - он для этого слишком незамысловат. За главного сценариста поручиться трудно - он, небось, потому и в священники пошел (если это не рекламный ход), что в душе бесы завелись.
А вот вам и немецкое вторжение: воскресным утром в деревню въезжают несколько мотоциклистов-автоматчиков и танк, причем в коляске одного мотоцикла из райцентра едет предатель Родины, которого Михаил Ефремов играет с поистине бармалеевскими ужимками. Навстречу им деревенский мальчик. Один из фашистов предлагает ему немецкую шоколадку с довеском в виде еще более сладкой улыбки, но маленький герой (сын режиссера) бьет его по руке и молча удаляется. Тут Охлобыстин под нажимом соавтора наступил на горло песне, которую он поет Роману Качанову в "ДМБ" и "Даун Хаусе", где мальчик бы погиб с геройскими словами: "Наше поколение выбирает отечественных производителей!".
Но это еще не все. В сладкие сопли добавляют глицериновые слезы. Оказывается, что предатель Родины жаждет поквитаться со своим одноклассником, когда-то уведшим у него девушку. Немцы, видимо, приданы ему в качестве эскорта, поскольку в деревне, где не было и нет ни одного советского бойца, делать им совершенно нечего. Предатель требует у немцев пистолет и целится в дружную советскую семью. Зажимаешь себе рот, чтобы подавить кощунственный смех, но, к счастью, тут фильм и обрывается - как если бы стрелок вместо героев уложил режиссера с оператором.
Ситуация столь же прискорбна, сколь и проста. Как музыкант, Гарик Сукачев должен знать, каково слушать оркестр под управлением человека, которому медведь наступил на ухо, даже если музыканты профессиональны, а дирижер - большой патриот. Режиссеру Игорю Сукачеву, увы, неизвестны ни та аксиома, что режиссерское искусство сродни дирижерскому, ни тот факт, что на его собственный режиссерский глаз наступил, по меньшей мере, слон. А фронтовик и режиссер Петр Ефимович Тодоровский, написавший музыку к "Празднику", ему этого почему-то не сказал. P.S. Если фильм и в дальнейшем будет прилагаться в виде нагрузки к концертам Сукачева и Тодоровского, советую заплатить лишнюю сотню и сходить на первую часть представления.Текст:Виктор Матизен
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.