Название "Нападение на 13-й участок" -- то немногое, что объединяет новый фильм Жана-Франсуа Рише со знаменитой картиной Джона Карпентера 1976 года. Ну, также самая общая идея фабулы, изобретенная, впрочем, еще Агатой Кристи. В уединенном доме заперто несколько человек, и они друг за другом гибнут от рук злодеев снаружи.
Но уже в первых конкретных поворотах фабулы Карпентера и Рише расходятся, и это хорошо. Знание оригинала не мешает смотреть римейк и не провоцирует на постоянные отвлекающие сравнения. К тому же, если в 1976 году бюджет фильма составлял сто тысяч долларов, и в нем не было ни одной кинозвезды, то в 2005 году бюджет – двадцать миллионов, а в ролях – Итан Хоук, Лоуренс Фишберн, Гэбриэл Бирн, Брайан Деннехи и входящий в моду Джа Рул. Вместе с пришедшими в фильм деньгами и кинозвездами из него, конечно, ушла карпентеровская свобода, но у мейнстрима есть не только недостатки.
Да, все происходящее довольно предсказуемо. Все равно злодеев накажут, а кто-то из наших выживет. Но вопрос, "кто и как", решен Рише вполне смотрибельно. В предыстории смотришь на честного полицейского Хоука, косящего под бандита, случайно разоблаченного и потерявшего целую группу захвата, снято это стильно, современно, Хоук играет хорошо. Потом начинается собственно история, уже менее стильная, но Хоук по-прежнему играет хорошо, и к нему присоединяется Фишберн. Фишберн – действительно бандит, первым делом и прямо в церкви убивающий странного типа. Смыться не удалось, его арестуют, но очень быстро странности разъяснятся. Убитый был нечестным полицейским, и вообще половина полиции Детройта во главе с Гэбриэлом Бирном очень-очень нечестные, вследствие чего их главная задача – немедленно убить Фишберна, который об этом знает. Впрочем, многие об этом знают, за исключением Хоука, в новогоднюю ночь честно дежурящего в участке №13. Участок – самый старый в городе, его завтра должны снести, но на улице – вьюга, и тюремный автобус с Фишберном и компанией посторонних арестантов швартуется к нему на ночь. Бирн такого не ожидал, но главную задачу не отменишь. Участок стоит рядом с лесом, в уединенном месте.
Пока еще тихо, видишь некоторую старомодность монтажа и планов Рише, уступающего Карпентеру, под которого все же косит. Но когда появляется много покойников, переключаешься на другое. На характеры и подробности. Среди характеров в участке, как в любом Ноевом ковчеге – псих, предатель, шлюшка, трус, но на сей раз все менее стандартно. Ни "старый коп", ни "случайная визитерша", ни сам Хоук, "герой романа" – не тупые и не исчерпываются этими амплуа, в каждом – что-то живенькое, случайное. "Большой молчаливый черный бандит" Фишберна тоже уместен со своим весомым: "Запомни, козел, здесь командует сержант Реник". Лучше всех – бандитка-негритянка, на ее долю выпал "юмор сюжета". И вот когда уже ко всем привык, убивают не только тех, кто присутствовал в деле формально, убивают именно знакомых. В современном мейнстримовском Голливуде это не очень принято, если речь не о "Рассвете мертвецов" /Dawn of the Dead/ (2004). В мейнстримовском Голливуде такое опустошение Ноева ковчега заставляет задуматься. "Фильм тяжелый" – как наши бабушки говорили про кино про войну. Полицейские плечом плечу с бандитами сражаются с другими полицейскими. След реально идущей "войны всех против всех" виден в традиционно условном жанре.
У злодеев с характерами пожиже, как бы загадочно Бирн не хмурился, зато у них – технические подробности. Чтобы выкурить и уничтожить всех, засевших в участке, злодеи не пожалеют ни световых бомб, ни приборов ночного видения, ни вертолетов, и это тоже снято достаточно правдоподобно. Массированные обстрелы не выглядят игрушечными, смертельные раны – нарисованными, холод и мрак – павильонным. Вечного хихиканья, что "семерых одним ударом без оружия", когда семеро в бронежилетах, по ходу не возникает. Видно, что выжить трудно. Хороша сцена в заснеженном лесу. Фильм действительно смотрибелен не только для самых маленьких, хотя на что-то большее, чем "вменяемый крупнобюджетный триллер", не претендует.
Единственное, что сильно портит удовольствие – уже традиционно чудовищный дубляж. За эти полностью неподходящие русские "голоса с выражением" тоже можно убить.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.