
Обзор иностранной прессы по фильмам «Техасская резня бензопилой 3D», «Мама» и «Стокер»
Что такое неблагополучная семья? В российской судебной практике под эту категорию попадают конфликтные, неполные и материально необеспеченные семьи. Также в группу риска входят семьи с неудовлетворительными жилищными условиями или же те, в которых наблюдается пагубное влияние на ребенка: жестокое обращение, невыполнение своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию. В России количество таких семей составляет… впрочем, зачем нам начинать разговор о России? В кинотеатрах-то мы чаще смотрим зарубежное кино о зарубежных семьях, в том числе неблагополучных. К слову, по данным американской национальной ассоциации людей испытавших на себе жестокое обращение в детстве каждый десятый американец в «нежном» возрасте видел, как один член семьи кидается с кулаками на другого, а более 25% пережили такое явление, как домашнее насилие. Особо пагубные случаи нарушают нормальное развитие ребенка и приводят к вот таким историям…. или почти таким.
Одна техасская семья живет в глуши – семья большая и дружная, правда, образ жизни у нее не самый обычный. Сойеры не утруждают себя чистотой, гигиеной и какими-либо обычными семейными обязанностями. А еще у них растет сынуля по имени Джеб, который малость не получился ни лицом, ни мозгами, да и ведет себя агрессивно. Его любимое занятие – носиться с разного вида колюще-режущими предметами за беспомощными местными обитателями, которых он убивает, срезает с них лицо и делает себе маску, чтобы скрыть свое уродство.
Естественно, режиссер Джон Льюсенхоп и сценаристы припасли для Джеба компанию друзей, которых предстоит растерзать. «Техасская резня бензопилой 3D» – продолжение популярного фильма ужасов. Сюжет разворачивается спустя тридцать лет после событий, рассказанных в фильме «Техасская резня бензопилой» Тоуба Хупера. (и создателям не важно, что главной героине, присутствовавшей ребенком в 1974 году, на вид лет 25).
Большинство критиков разнесли «Резню…» в пух и прах. Например, Оуэн Глейберман (Owen Gleiberman/Entertainment Weekly): «Это шестой фильм, каннибализирующий произведение искусства в жанре хоррор 1974 года. Очередная попытка выжать из оригинала еще чуть-чуть крови, зловония, кромсания конечностей и шокирующих жестоких сцен. Темы был исчерпана уже давно, но продюсеры отчаянно пытаются вернуть ее на большой экран. Их отчаяние лишь подтверждается тем, что на этот раз »Кожаное лицо« – хороший парень».
«Первая половина фильма выглядит прилично, но все же действо скатывается к тупости: актеры систематично теряют свои штаны/рубашки и нелепо позируют так, будто камера их убила вперед плохого парня», – пишет Билдж Ибири (Bilge Ebiri/Vulture).
Энди Уэбстер (Andy Webster/The New York Times) решил сказать еще несколько слов об актерском составе: «Мисс Даддарио адекватна, но Мистер Иствуд (да, Скотт Иствуд – это сын Клинта) в роли служителя закона выглядит пугающе. Приятно было ненадолго увидеть Мэрилин Бернс, рекордсмена по длине истошного крика в оригинале Тоуба Хупера 1974 года, и Гуннара Хансена, который так же в оригинале сыграл маньяка с пилой».
В международном прокате «Техасская резня бензопилой 3D» появилась 3 января, до России добралась 7 февраля. Кроме того, уже на первой неделе американского проката, которая увенчалась для хоррора 23 миллионами долларов, стало известно, что у ленты будет сиквел.
Перед нами поистине вопиющий случай. В заброшенной хижине в чаще леса найдены две девочки. Таинственным образом они прожили в пустом доме пять лет. Найденных сирот забирают единственные родственники, молодая супружеская пара. Но девочки не одиноки, у них есть мама, и она приходит из тьмы. Здесь на девочек повлияли и неподобающие жилищные условия, и пренебрежение одним из родителей своими обязанностями, и антисанитария, и… список можно долго продолжать.
Супружескую пару сыграли номинированная в этом году на «Оскар» Джессика Честейн и восходящая голливудская звезда из Дании Николай Костер-Вальдау. Продюсировал проект Гильермо Дель Торо. На работу над проектом его впечатлила одноименная короткометражка, которая, как он сам признался, представляет собой одну из самых страшных сцен, что он когда-либо видел. Дабы не испортить впечатление, Гильермо доверил полный метр автору короткометражной версии Андресу Мускетти – ставка дель Торо себя оправдала.
«Мускетти – кинематографически грамотный режиссер; например, прием с лампочкой он позаимствовал из «Окна во двор» Хичкока. Также у Мускетти особый визуальный стиль, по большей части фильм удивительно красив. Кроме того, режиссер каким-то образом сумел добиться прекрасной актерской игры от детей», – оставил положительный отзыв Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle).
Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone) назвал главным плюсом «Мамы» Джессику Честейн: «Честейн глубоко копает, она не только вовремя вскрикивает, но и играет с чувством, за счет чего у ужастика появляется пульс».
Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times) выделяет другие яркие черты хоррора: «У »Мамы« есть элементы, напоминающие японские хорроры – особенно сцены снов. Еще в фильме нашлось место для черного и злобного юмора. Костер-Вальдау убедителен, а маленькие девочки Меган Чарпентье и Изабель Нелисс просто поразительны. Такие фильмы, как »Мама«, приятно смотреть и пересматривать».
Студия Universal уже изъявила желание сыграть на успехе фильма и слепить сиквел. Однако режиссер категорически против такой затеи: «Мы уже отработали этот сюжет, и я никогда не думал его продолжать. Сиквелы – удел хитрецов».
На российские экраны «Мама» придет из тьмы 7 марта.
Еще один запущенный случай семейного неблагополучия. Главная героиня (Миа Васиковска) теряет своего отца (Дермот Малруни) и никак не может смириться с этим. После печальных событий в ее жизни появляется странный дядя (Мэттью Гуд), в результате чего жизнь девушки принимает новый оборот, а в городе постепенно начинают исчезать люди. Есть вероятность, что дядя героини имеет какое-то отношение к загадочным исчезновениям.
Когда проект только-только анонсировали, все единодушно сочли, что речь в фильме пойдет о вампирах – фамилия Стокер сразу же наводит на определенную тему. Сценарист картины Уэнтуорт Миллер, занимавшийся сюжетами сериалов «Баффи» и «Побег», утверждает, что параллели с Брэмом Стокером не случайны.
«Это дань уважения Брэму Стокеру, написавшему »Дракулу«. В моей истории многое взято из мифологии »Дракулы«, сюжет нагружен очевидными готическими коннотациями», – комментирует свою работу Миллер.
«Стокер» также примечателен тем, что это первая англоязычная работа режиссера «Олдбоя» Чхан-ук Пака. Дебют получился противоречивым.
«Беспокойные образы Пака и подбор актеров компенсирует некоторые огрехи в сценарии Уэнтуорта Миллера и делает их почти незаметными», – резюмирует свое впечатление Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
Родриго Перес (Rodrigo Perez/The Playlist) не счел актерскую игру и работу Пака достаточной, чтобы сгладить все промахи ленты: «Смехотворная работа – абсолютная пустая, крайне неудачная. Перфоратор, который Чхан-ук Пак называет кистью, нужно закрыть под замок».
Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire) не был столь категоричен, но все же ничего хорошего не сказал: «Как и «Жажда» Пака, »Стокер« – упражнение в стиле, нежели игра на своих высших достижениях. Вдобавок, фильм несколько страдает от предсказуемости».
В кинотеатрах мира «Стокер» появится 1 марта, российские дистрибьюторы картину пока не приобрели.