Гиллиам отказался от американского гражданства. И стал британцем
Терри Гиллиам родился в Америке, но всегда считал себя ярым англофилом. В молодости он слушал The Beatles, The Stones и Herman’s Hermits, смотрел комедии британской студии Ealing, а после путешествия по Европе окончательно влюбился в Соединённое Королевство. Процесс увлечения чужой страной совпал с разочарованием в стране собственной: Гиллиам видел, как США разрушают чужие государства, отправляют солдат на убой во Вьетнам и пропагандируют губительную американскую мечту. Переехав в Великобританию, режиссёр наконец-то испытал облегчение: он чувствовал себя как дома и не ощущал ответственности за ошибки Вашингтона.
Терри Гиллиам показывает журналистам The Guardian свои сады в Лондоне
А в 2006 году Гиллиам и вовсе отказался от американского гражданства. Он утверждал, что не живет в США и «устал платить налоги за войны по всему миру». Это решение далось режиссёру гораздо проще, когда он вспомнил, что президентом страны является Буш — его, как и многих других политиков, Гиллиам не переносил на дух. Теперь в течение 10 лет он может находиться в Америке не больше 30 дней в году.
Гиллиам выходил из Гильдии сценаристов и устраивал одиночные пикеты
Отношения Гиллиама и киноиндустрии — отдельная история. Перед выпуском «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» режиссёр узнал, что Гильдия сценаристов не разрешает убрать из титров двух авторов — Алекса Кокса и Тод Дейвис, которые выбыли из проекта ещё до съёмок. И это несмотря на то, что в финальном варианте Терри Гиллиам, Тони Гризони и Хантер С. Томпсон не оставили ни следа от их наработок. В ответ постановщик покинул гильдию и сжёг членскую карточку.
Но это была не единственная выходка автора. Когда продюсеры не обеспечили провокационному фильму «Страна приливов» достойную рекламную кампанию, Терри Гиллиам вышел на улицы Нью-Йорка с плакатом «Бесстудийный киношник, семья на содержании, режиссирую за еду» и просил деньги у прохожих. Так он смог в шутку привлечь лишнее внимание к новой работе и вновь напомнить голливудским боссам, что независимые авторы тоже нуждаются в поддержке.
Гиллиам объявил войну голливудским продюсерам и добился выпуска авторской версии «Бразилии»
На территории Северной Америки дистрибуцией антиутопии «Бразилия» занималась компания Universal Pictures. Боссы не оценили пессимистичную концовку фильма, поэтому они просто вырезали финальные минуты на монтаже. Разумеется, Терри Гиллиаму крайне не понравился этот жест. Режиссёр отчаянно боролся за показ авторской версии: организовывал подпольные показы для представителей индустрии и размещал обращения к продюсерам на страницах видных киножурналов. Так, в Variety опубликовали провокационную обложку с обращением автора: «Дорогой Сид Шайнберг, когда вы выпустите мой фильм „Бразилия“?»
В результате «Бразилия» получила премию Лос-Анджелесской ассоциации кинокритиков в номинации «лучший фильм» — продюсеры из Universal Pictures сдались и выпустили 131-минутную версию картины. Кино провалилось, даже не отбив бюджет, но вскоре стало культовым: жуткую концовку, разрушающую все надежды и ожидания, зрители обсуждали на протяжении долгих лет.
Гиллиам режиссировал выступление советского клоуна Вячеслава Полунина
Фильмы Терри Гиллиама всегда недалеко уходили от клоунады и физической комедии. А в 1999 году режиссёр наконец-то смог применить свой цирковой стиль по назначению и поработал над шоу Вячеслава Полунина. Выступление оказалось очень сюрреалистичным и сказочным: декорации напоминали то абсурдные коллажные зарисовки из «Монти Пайтон», то наркотические видения из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Да и сюжет Diabolo (так называлось шоу) вполне мог вписаться в фильмографию режиссёра: клоуны, дьяволы и божественные существа смешивались в психоделической сюжетной неразберихе. Мало кто из кинематографистов может похвастаться цирковым опытом, а для Гиллиама это лишь один из многих этапов карьеры.
Гиллиам снимал один фильм 30 лет
Пожалуй, главное безумство Терри Гиллиама — его целеустремлённость. Режиссёр хотел снять «Человека, который убил Дон Кихота» ещё в 1989 году. Но у студии не хватило денег на амбиции автора, и проект быстро закрылся. Уже спустя 10 лет Гиллиам переписал сценарий и пошёл к другой компании, а в 2000-м приступил к съёмкам долгостроя. Однако режиссёра снова ждала неудача: пожилого актёра Жана Рошфора подвело здоровье, актёрский состав постоянно менялся, а неожиданный сильный ливень смыл всё оборудование съёмочной группы. Гиллиам пытался подступиться к адаптации рыцарского романа Мигеля де Сервантеса ещё несколько раз, но всё безуспешно.
И только в 2018 году ему удалось наконец выпустить фильм. Правда, и здесь не обошлось без проблем: Терри Гиллиама лишили прав на картину в результате судебной тяжбы с одним из многочисленных продюсеров «Человека, который убил Дон Кихота». Кажется, борьба режиссёра с враждебным миром и самим собой не закончится никогда: с его стороны нам стоит ждать ещё не одну безумную выходку.