
Безликая, рыхлая и путаная история об очередном «монстре из ниоткуда», потенциально любопытная, но скверно реализованная
Безликая, рыхлая и путаная история об очередном «монстре из ниоткуда», потенциально любопытная, но скверно реализованная.
Трое приятелей снимают пустующий дом недалеко от университетского кампуса, планируя не только посвятить себя учебе, но и заняться личной жизнью. Обустраивая новое жилище, Эллиот, Джон и Саша находят несколько вещей, оставленных предыдущими жильцами, и невольно пробуждают старинное проклятие, связанное с таинственным БайБайМэном. Это существо начинает преследовать каждого, кто знает его имя и думает о нем, и заставляет своих жертв совершать убийства. Не понимая того, как действует зловещий противник, ребята невольно разносят «заразу» – теперь, чтобы остановить БайБайМэна, им нужно не только уничтожить всех, кто знает имя Зла, но и покончить с собой.
Многие зрители довольно прохладно относятся к трейлерам еще не вышедших фильмов, причем по разным причинам: кому-то кажется, что ролики раскрывают слишком многое и выдают сюжетные повороты будущей картины, другие же полагают, что хитрые создатели ленты намеренно демонстрируют в двухминутной нарезке все самое лучшее, что есть в их картине, и больше в фильме смотреть не на что. Не каждый день, но достаточно часто правы оказываются то одни, то другие, но новый хоррор «БайБайМэн» продемонстрировал редкое по нашим временам умение – его трейлер оказался лучше, страшнее, энергичнее и, главное, осмысленнее фильма. И да, все самое интересное в нем, увы, показали. Но давайте рассмотрим фильм подробнее.
Кроме весьма сложного и витиеватого разделения фильмов ужасов по поджанрам, картины, исполненные в хоррор-стилистике, обычно имеют и другую градацию, условно поделенную по целевой аудитории. Есть суровые ленты с весьма откровенными жестокими сценами, по-настоящему жуткой атмосферой и умело нагоняемым страхом – они рассчитаны на крепкую нервами мужскую аудиторию и истинных фанатов. Есть откровенно «легкие» ленты про запретные комнаты и безобидные призраки, главными героинями которых обычно становятся молодые женщины или семейные пары, – такие фильмы не особенно стремятся напугать, скорее своей задачей они ставят пощекотать нервы и чуть растревожить застоявшуюся кровь зрителей. В третью категорию можно занести хорроры подростковые – этакие страшилки, ночные рассказы у костра про условные «зеленые пальцы, черную простыню и прочие гробы на колесиках». Эта категория фильмов бывает весьма удачной, но лишь в плане зрелищности, страшного в них кот наплакал.
«БайБайМэн» – типичный подростковый ужастик с достаточно юными героями и злодеем, сошедшим со страниц ученической тетради, нечто черное, невнятное, но желающее вам смерти. Увы, самая главная проблема фильма Стэйси Тайтл – крайне невнятная история антагониста, тут стоило либо развивать мысль и копать в глубь веков (не вчера же он появился), либо не браться за поиски корней вообще – ну приходит кто-то ночью и всех убивает, невидаль какая, у них в америках такое сплошь и рядом. А без корней нет и плодов – происходящее в фильме просто лишено смысла, потому что нет никаких четких правил действия, кроме озвученных в тэглайне: «Не думай. Не говори». А ведь потенциал у истории был вполне очевидный – главные герои обязаны остановить распространение проклятого имени, убить всех, кто в курсе, а затем покончить с собой, но и этого авторы не смогли развить.
Вместо очевидной жестокости и обреченности нас заставляют смотреть на то, как БайБайМэн насылает на героев видения, чтобы они заподозрили друг друга в предательствах и изменах, – ну что за чушь для монстра, способного одним своим видом остановить биение сердца своей жертвы? Зачем БайБайМэну жуткий пес с ободранной шкурой, если он, бедняга, вынужден ждать, когда же мальчишки подерутся из-за девчонки и пырнут друг друга ножичками? Хорош призрак, который сам может только смотреть и поддакивать. Но фильм именно таков – он идет самыми глупыми и наивными тропами, герои обязательно разделяются, непременно кто-то идет в библиотеку, план по посещениям чердаков и подвалов выполняется с неукоснительным прилежанием. И это в век «Знамения», «Оно» или «Бабадука», фильмов, научившихся либо избегать клише и штампов, либо преподносить их в неожиданной форме.
Надежды на любопытный актерский состав фильма, увы, тоже не оправдались: Кэрри-Энн Мосс появляется ровно на полторы секунды, Фэй Данауэй существует в кадре только для галочки, а Даг Джонс надел худший в своей карьере костюм – полная невнятность и отсутствие знаменитой пластики этого артиста сводят переодевания на нет. Про молодежь и говорить не приходится – в любом другом фильме герои Дугласа Смита, Люсьена Лависконта и Крессинды Бонас первыми бы пошли под нож, это типичные жертвы киноманьяков и киномонстров, безликие, бесхребетные, не вызывающие симпатии.
Вот и получается, что с учетом отсутствия действительно страшных сцен, с учетом невнятного злодея и бестолковых героев, лучшее, что могли сделать создатели «БайБайМэна», – это скомпоновать из лучших кадров энергичный ролик и запустить его в эфирные просторы. Трейлер действительно удался, но в нем и вправду показано все, что может заинтересовать зрителя. Остальное, увы, вода, которая отнюдь не придает картине глубины.
С 6 апреля в кино.