20 сентября на телеканале ТНТ вышел сериал «#Яжотец» – история о мужчине, который после развода начинает снимать видеоблог с различными житейскими лайфхаками и отцовскими мудростями. Главный герой в исполнении Гоши Куценко учит жизни сына (и зрителей), снимая самого себя на камеру. Вспоминаем фильмы, в которых повествование ведётся аналогичным образом – на ручную камеру от лица одного из героев.
Если вы по какой-то причине до сих не бывали на классической русской свадьбе, то просто посмотрите «Горько». Здесь не только идеально передан весь колорит подобных мероприятий, но и эффект присутствия ощущается за счёт особенностей съёмки, которая стилизована под любительское видео одного из гостей. По сути, «Горько» задолго до «ТикТока» популяризировал в России жанр POV (от английского point of view – точка зрения), то есть субъективного взгляда на происходящее. Правда, без всякого лоска и гламура, присущего многим блогерам-миллионникам. Только настоящий русский свадебный хардкор от Жоры Крыжовникова.
Если говорить о хардкоре за пределами мероприятий празднования церемонии бракосочетания, то есть и такие примеры, причём тоже в русском кинематографе. «Хардкор» хоть и снят за океаном, но сделан русской командой во главе с режиссёром Ильёй Найшуллером. И если вы даже не большой фанат видеоигровой подачи и съёмок от первого лица, то этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради кровавой сцены с Сергеем Шнуровым и Данилой Козловским (исполнившим роль сумасшедшего злодея). Если голова не закружится до финала, то фильм вознаградит эпичной решающей разборкой под саундтрек группы Queen.
Съёмка от первого лица – это излюбленный приём создателей фильмов ужасов. Логика проста: если сделать зрителя главным героем, то его можно будет ещё сильнее напугать. Франшиза «З/Л/О» апгрейдит этот формат до историй с найденными видеозаписями, что делает всё ещё более зловещим и неожиданным. А во второй части есть фрагмент, где зритель и вовсе буквально залезает в голову одному из героев, которому камеру имплантируют прямо в глаз. Учитывая, что картинка остаётся весьма субъективной, не совсем кинематографической, а вполне себе реалистичной, то происходящее на экране от этого становится только страшнее.
В этом сериале зритель получит возможность увидеть происходящее глазами каждого из персонажей – такую роскошь даже в играх далеко не всегда встретишь. Вот уж поистине субъективизм, доведённый до абсолюта. Сериал ТНТ стал первым проектом в мире, который целиком снят субъективной камерой. При этом зрителю, который превращается, по сути, в центрального героя, предстоит разгадать головоломку: что это за секретный проект «Радуга», разработавший систему «переселения душ» в другие тела, и почему он, как и все гениальные разработки в мире кинематографа, стал работать не так, как хотели создатели.
Есть мнение, что после «Властелина колец» Элайджа Вуд снимается исключительно в весьма своеобразных проектах. И этот фильм – лишнее тому подтверждение. Здесь Вуд из голубоглазого хоббита превращается в помешанного психопата, который жестоко убивает женщин, чтобы… раздобыть волосы для своих манекенов. И, как можно догадаться, снимает со своих жертв скальпы, что и можно наблюдать в фильме. Причём наблюдать от первого лица. По сути, лента превращает в маньяка именно зрителя, и на тестовых показах от такого зрелища многих буквально выворачивало.
Что получится, если дать трём школьникам суперспособности и камеру? Правильно, фильм «Хроника». Здесь трое друзей после обнаружения метеорита приобретают суперсилы, вот только становиться супергероями они совершенно не хотят. Левитацию и телекинез они сначала используют исключительно для безобидных развлечений, снимая всё это на камеру. Но после одного случая, в ходе которого чуть не погибает человек, парням откровенно срывает крышу. «Хроника» – это история о школьниках, которые никогда не слышали фразу «чем больше сила, тем больше и ответственность».
А зачем вообще нужен какой-то внятный сюжет, когда тут мало того, что съёмка от первого лица, так ещё и одним дублем? Видимо, так подумал режиссёр Александр Сокуров и просто-напросто отправил зрителя в полуторачасовое путешествие по Эрмитажу начала XVIII века. Здесь можно любоваться потрясающе реалистичными костюмами, наслаждаться музыкой в исполнении живого оркестра, оказаться в центре бала или даже лицезреть царскую семью. Только «трогать», как говорится, нельзя, а вот смотреть – сколько угодно. Грандиозная работа, вошедшая в историю мирового кинематографа!