Малобюджетный, но мудрый и глубокий датский мультфильм о путешествии зайчика в загробный мир, к умершей маме
На планете, где живет человекообразный зайчонок Йохан, умирающих забирает в потусторонний мир летающий монстр, которого называют Пернатым королем. Когда это случается с долго болевшей матерью зайчика, отец Йохана прячет сына на океанском судне, так как считается, что Пернатый король боится воды. Зайчонок, однако, не собирается скрываться. Напротив, он пытается привлечь внимание Пернатого короля. А когда тот отказывается забрать Йохана к маме, зайчонок сам находит путь в потусторонний мир и проникает на пароход, который перевозит умерших в их последнее пристанище – мрачноватый город на побережье.
Пяти секунд в обществе фильмографии Эсбена Тофт-Якобсена достаточно, чтобы понять, что этот датский компьютерный аниматор – большой поклонник Хаяо Миядзаки. Понятно, у него нет ресурсов, чтобы воссоздать всю красоту и отточенность творений студии Ghibli. Но Тофт-Якобсен делает что может, пытаясь передать дух и пафос лент Миядзаки, а также заимствуя у великого японца сюжетные ходы. Так, вышедший в 2011 году «Как приручить медведя» (оригинальное название – «Большой медведь») явно был вдохновлен «Моим соседом Тоторо», а новая лента Тофт-Якобсена наверняка рисовалась под впечатлением от «Унесенных призраками». Сам режиссер, правда, патриотично перечисляет среди своих источников вдохновения скандинавских сказочников вроде Туве Янссон, и в Йохане и его семье действительно есть что-то от муми-троллей. Но эстетика и художественная логика Миядзаки – это шило, которое ни в одном мешке не утаишь.
Хорошо ли то, что датчанин вдохновляется Миядзаки? Не просто хорошо – превосходно! Пока многие компьютерные аниматоры из неанимационных стран копируют второсортные голливудские образцы и выпускают мгновенно забывающиеся юмористические поделки, Тофт-Якобсен придумал хоть и наполненную забавными ситуациями, но все же вполне серьезную и берущую за душу историю о храбром мальчике, который прорывается в мир иной, чтобы еще хоть раз увидеть маму. Это как раз такой сюжет, какой заставляет забыть о техническом несовершенстве ленты в сравнении с американскими мультблокбастерами и об ее визуальной бедности в сравнении с размашистыми полотнами японского мэтра.
В отличие от многих конкурентов «За тридевять земель», действие фильма может зацепить как взрослых, так и детей. Первых даже сильнее, чем вторых, если им уже довелось потерять близкого человека. При этом, что очень важно, Тофт-Якобсен не пережимает с сантиментами и не давит из зрителей слезы. Его печаль светла и даже, пожалуй, оптимистична, потому что его загробный мир оказывается довольно комфортным местом. Разве что морковка там не растет…
Вообще, теология «За тридевять земель» весьма любопытна, и ее дешифровка (фильм далеко не все объясняет, предоставляя зрителям возможность домысливать и фантазировать) – роскошное блюдо для поклонников сравнительного религиоведения. Тут и загробный пароход в духе лодки Харона, и подозрительно похожее на Ктулху осьминогоподобное божество Мора, и Пернатый король – нечто среднее между зайцем, соколом, ангелом и демоном… И, наконец, вызывающий в памяти многих божественных трикстеров плотник Билл, который вместо того, чтобы поддерживать загробный мир в порядке, вечно оттуда сбегает и нарушает мировой баланс. Как не влюбиться в этого очаровательно эксцентричного персонажа, который сматывается от преследователей с ворохом досок в лапах, чтобы при необходимости было из чего соорудить мостик? И как не порадоваться тому, что Тофт-Якобсен нарисовал изобретательную и захватывающую детскую ленту, где есть герои, но нет злодеев?
Не то чтобы злодеи мультфильмам для малышей были противопоказаны, но куда педагогичнее объяснять малышам, что далеко не все проблемы можно решить, размахивая бластером и мечом, и что из того, что два персонажа конфликтуют, не следует, что один из них прав, а другой – нет. Возможно, у каждого из них своя правда, и они не остановятся, пока не увидят мир чужими глазами и не найдут компромисс. Как видите, Тофт-Якобсен учит не столько храбрости, сколько мудрости. И это прекрасно. Хотя и немного печально – подобно многим сказкам его соотечественника Андерсена.