Заточенная под вкусы маленьких девочек красивая мультистория о маленькой сироте, которая грезит о балетных подмостках
Живущая в конце XIX века французская сирота Фелис мечтает стать балериной. Когда ей удается сбежать из приюта и добраться до Парижа, девочка устраивается на работу уборщицей и выдает себя за юную богачку, которой прислуживает, чтобы поступить в балетную школу при Парижской опере. Поскольку Фелис мало что понимает в балете, она поначалу становится посмешищем в своем классе. Однако работающая вместе с ней служанка оказывается бывшей балериной, и она помогает Фелис освоить батманы, плие и фуэте.
«Мальчики мечтают спасти мир, а девочки мечтают танцевать балет». Очевидно, именно этим стереотипом руководствовались французские и канадские аниматоры, когда придумывали полнометражный мультфильм о девочке, которая вместо волшебных или фантастических приключений «пашет» у импровизированного балетного станка, чтобы воплотить свою давнишнюю мечту. С мужской точки зрения этому повествованию остро не хватает размаха, но на мальчишек мультфильм явно не рассчитан. Девочкам же «Балерина» вполне может прийтись по сердцу. Особенно если юные зрительницы любят танцевать или смотреть, как танцуют другие.
Другое дело, что авторы мультфильма не решились хоть немного выйти за рамки жанровых штампов. «Балерина» обескураживающе банальна и предсказуема. Если вы видели фильмы вроде «Парня-каратиста», где тоже речь идет о юном персонаже, который занимается под руководством уборщика, то вы наперед знаете почти каждый сюжетный поворот. В «Балерине» даже есть «балетная драка», где главная героиня и ее главная соперница за место на сцене пытаются друг друга перетанцевать. Впрочем, это проблема больше для насмотренных взрослых, чем для детей, которые еще не успели устать от скопищ экранных клише.
По крайней мере, «Балерина» верно расставляет акценты, когда пытается преподать детям житейский урок. Фильм не старается уверить, что каждая девочка может стать балериной Гранд-опера, и вполне определенно говорит, что для успеха в этой профессии нужен немалый природный талант, упорный труд (так физический, так и душевный) и помощь знающих и требовательных менторов. Из кресла в партере балет может показаться легким и воздушным, но на деле каждое па дается потом и кровью. Понятно, крови в «Балерине» нет, однако ее легко додумать, когда представляешь, сколько усилий Фелис приходится вложить в каждую балетную позицию.
Графика «Балерины» впечатляет не меньше, чем трудолюбие главной героини. Когда смотришь неголливудские мультфильмы, им всегда хочется сделать скидку на отсутствие доступа к американским супербюджетам, но «Балерина» в такой скидке не нуждается. Это масштабная и технически мастерская постановка, тщательно воссоздавшая старый Париж (конечно, в «открыточном» варианте, без упора на его худшие стороны) и великолепно передавшая грациозность и изящество балетного танца. Чувствуется, что авторы ленты влюблены в мастерство балерин и что они изо всех сил пытаются передать свою любовь зрителям.
К сожалению, эта любовь почему-то не распространяется на классическую балетную музыку. В мультфильме можно услышать фрагменты «Щелкунчика», но в основном лента озвучена тривиальной современной попсой, причем даже не хитовой. Странно смотреть, как классические па исполняются под композиции, которые требуют совсем других танцев. Из-за этого лучшей танцевальной сценой «Балерины» оказывается эпизод, в котором Фелис, раздухарившись в кабаке для простонародья, танцует народный танец в ирландском духе под подобающую народную музыку. Эта сцена столь захватывающа и энергична, что после нее начинает казаться, что девочка закапывает в землю свой истинный танцевальный талант, когда фиксируется на церемонном балете. Был бы рядом Игорь Моисеев, он бы знал, куда определить Фелис!
Помимо танцев, танцевальных упражнений, старого Парижа, современной музыки и обаятельных центральных персонажей в мультфильме немало шуток и гэгов, основным источником которых оказывается Виктор – мальчик, с которым Фелис сбегает из приюта. В Париже Виктор устраивается в мастерскую Густава Эйфеля (действие мультфильма развивается в годы строительства Эйфелевой башни), и он помогает Фелис своими изобретениями и комичным подбадриванием. Также он становится одной из вершин целомудренного любовного треугольника с участием Фелис и привлекательного, но самовлюбленного танцовщика из старшего класса, покоряющего девочку отточенными па. Виктор, в отличие от конкурента, нескладен и незадачлив. Зато он беззаветно влюблен в Фелис, и он искренне желает, чтобы ее мечта сбылась.
В целом «Балерина» оставляет впечатление удачного, занятного и красивого мультфильма, но преимущественно ориентированного на маленьких девочек. Мальчики и взрослые, вероятно, будут на сеансе скучать. Впрочем, какой мальчишка потянет родителей на мультфильм под названием «Балерина»? Так что странно было бы вставлять в картину что-то для тех, кто вряд ли захочет ее увидеть.
С 26 января в кино.