"Шрэк" по-немецки -- ужас, но вряд ли тролль с этим именем напугает даже младенца. Под названием "Шрэк" /Shrek/ американцы создали удивительно приятный, легкомысленный и в то же время многообразный мир.
В режиссерском дебюте Виктории Дженсон и Эндрю Адамсона удивляет именно многообразие содержимого, хотя, казалось бы, новые компьютерные технологии, впервые целиком создавшие полнометражный мультфильм, должны были по голливудским меркам стать единственной и главной приманкой публики. Но этого не случилось. Только в первый момент пристально рассматриваешь, как живо движутся компьютерные глазки и ушки человечков и осликов, как поблескивает металл рыцарских доспехов, как текут воды огненных рек и какое вообще небо голубое. Вскоре технические новинки принимаются уже, как данность, потому что происходящее на экране обнаруживает стиль и жанр, и юмор, и черный юмор.
Тролль обиделся на человечество за то, что он урод, и живет совершенно один на болоте. Но он – великан, силач, и за весь базар отвечает. Так бы и жрал пиявок до скончания века, если бы вдруг не выяснилось, что болото принадлежит некому Фаркуаду. Он тоже урод, но вовсе не великан, а классический злобный карла, поэтому жить в одиночестве не намерен. Намерен выместить комплексы на всех остальных уродах, то есть сказочных персонажах от Буратины до Колобка, которых сживает со свету. Их всех отправляют в бессрочную ссылку, но, что самое смешное, местом ссылки оказывается то самое одинокое болото. Тролль, которого зовут Шрэк, возмущен этим явным вторжением в частную жизнь и решает качать права. Он идет разбираться, но лучше бы не делал этого. Тролль очень быстро доходит до рыцарских турниров, невыполнимых условий, заколдованных принцесс в неприступных замках, драконов на подступах к принцессам и прочих душевных проблем, разрушающих былой покой. Разрушающих его до основанья…
Для детей в чистом виде такого сказочного сюжета было бы вполне достаточно. Так же было когда-то, полвека назад, достаточно "Белоснежки" Диснея для детства наших родителей, а для нас четверть века назад - "Кота в сапогах" из Японии, казавшегося сказкой века. На этом уровне "Шрэк" существует законченно и полно. Принцессу освободят, чудеса совершатся, злобный карла исчезнет, а добродушный тролль заживет у Христа за пазухой. Однако помимо того фильм работает для взрослых, представляя собой пародию на все сказочные сюжеты всех возможных человеческих детств.
Тут и "Золушка", и та же "Белоснежка" с "Котом в сапогах", и "Бременские музыканты", и "Аленький цветочек". Они намешаны на том уровне, на котором встречаются в рекламе шоколада, косметики или модельной обуви, и эта пародия на рекламу тоже закончена и полна. Отработана каждая мелочь, от анекдота с соловьем и яйцами до воздушных шариков из жабы и ужа, причем отработано все это именно визуально – пересказывать неинтересно.
Но взрослые ненаивны, поэтому им мало счастливого конца, и тогда мультфильм, который мог ограничиться новыми технологиями или детьми, или в лучшем случае семейными просмотрами, переходит на новый уровень. "Шрэк" рискует шутить жестоко, без надежды на счастье всего человечества, сохраняя при этом упрямое легкомыслие. Мир таков, каков есть, и может быть смешно, что Фаркуада съели живьем, и сделала это драконша, влюбленная в ослика, с которым никак не может совокупиться, потому что размер имеет значение. Тут начинают работать разговоры, придающие сказке совсем черное измерение: "Белоснежка живет с семью гномами, но вовсе не дешевка".
Понятно, почему в Канне "Шрэк" произвел фурор.
Он создал искусственный мир, потенциал которого почти тот же, что в натуральном, а жить намного интересней.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.