Временами слишком сложно сотканное полотно о любви и творчестве блистательно разыграно и оставляет достаточно свободы для интерпретации
Жизнь режиссера Исмаэля Виллара – сплошной творческий кризис. Некогда окрыленный вдохновением, сегодня каждый новый фильм он снимает с большим трудом, а каждая страница сценария дается кровью и потом. Виной всему супруга Карлотта, двадцать лет назад ушедшая из дома в неизвестном направлении, да так и не вернувшаяся назад. Оплакав потерю любимой, Исмаэль сошелся с Сильвией, но после двух лет их совместной жизни новая пассия режиссера внезапно знакомится с женщиной, которая выдает себя за Карлотту. Полжизни проживший в одиночестве мужчина внезапно оказывается втянут в странный любовный треугольник, Исмаэлю предстоит разобраться в своих чувствах, а заодно найти подход к фильму о бесстрашном работнике разведки, над которым режиссер работает уже несколько месяцев…
Популярное деловое правило о том, что сначала ты работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя, справедливо не только в бизнесе – искусство тоже не чуждо социальным законам, и, обретя имя, можно вполне рассчитывать и на сообразное к тебе отношение. Впрочем, как и любое другое явление, репутация может таить разочарование и не гарантирует от ошибок и промахов. Картина именитого французского мастера Арно Деплешена «Призраки Исмаэля» объединила сразу четырех классных артистов, стала фильмом открытия юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля, но в целом удостоилась весьма прохладных критических и зрительских оценок. Что могло пойти не так?
А проблема, скорее всего, в завышенных ожиданиях – от столь мощно представленного фильма хотелось чего-то грандиозного, какого-то вселенского размаха и необыкновенной глубины, но «вау-эффекта» не случилось. При этом средним или даже провальным «Призраки Исмаэля» не назовешь, это крепкая картина, объединяющая несколько сюжетных линий, жанров и манер рассказа. Ленту можно даже назвать сложной для восприятия, к этой самой сложности зрители (да и многие критики, чего уж) и оказались не готовы. Отсюда и негатив. Но попробуем взглянуть на «Призраки» непредвзято.
И прежде всего в глаза бросается смелый и весьма ответственный ход Деплешена – в одном фильме он фактически показывает пять разных картин, снятых по-своему, говорящих на разных языках и, что особенно драматично, не находящих общего знаменателя. Да-да, «Призраки Исмаэля» – это альманахи Гэри Маршалла и не сборники новелл, персонажи которых к финалу меняют жизни друг друга. Скорее кино у французского постановщика похоже на громадный вокзал, на который в определенный момент прибывают несколько пассажиров. Кто-то из них, возможно, пересечется в зале ожидания, кто-то столкнется у выхода, кому-то даже, возможно, доведется перекинуться парой слов, но это лишь секундный контакт, а затем их пути снова разойдутся. А что наша жизнь, как не подобный транспортный узел с множеством дорог и транзитных пассажиров?
Разумеется, герои «Призраков» не так сильно отделены друг от друга, как случайные попутчики, – на Виллара влияют и его чувства к Сильвии, и неувядающая страсть в Карлотте, сам Исмаэль, безусловно, влияет на героя своего фильма, фильм, в свою очередь, выматывает режиссера, а тот проецирует эмоции на близких. Но при всех хитросплетениях герои все равно живут словно в параллельных вселенных – каждый по-своему понимает счастье, комфорт, любовь, и каждый движется к идеалу собственным путем. В этой сложной конструкции легко запутаться, от перебранки героев и их эгоистичных погружений в себя можно утомиться и потерять концентрацию, но картину узел проблем не портит, лишь придает ей абстрактный аромат сюрреализма и мистики.
С жанром, кстати, все тоже очень непросто, и загонять «Призраки Исмаэля» в прокрустово ложе триллера или драмы – большая ошибка. Арно Деплешен объединяет шпионский роман с историей человека без цели, любовный треугольник – с писательским кризисом, детектив – с романтической лавстори дауншифтера. Не станем оправдывать постановщика, временами он заигрывается и теряет вожжи, тогда кино начинает выруливать в какую-то собственную колею, но для творческого человека такое простительно. Как и Виллар, автор «Призраков» очевидно находится в поисках выхода из грота, образованного собственными достижениями, чужими ожиданиями и творческими порывами, рожденными высокими искренними чувствами.
Безусловно, сложнейшая конструкция, не поддающаяся форсированию грубым просмотром без должного настроения, но даже в случае полного неприятия сюжетных коллизий зритель за свое долготерпение будут вознагражден блестящей игрой актеров. Матье Амальрик, как никто иной сегодня во Франции, подходит для образа потерянного художника, переживающего непростые времена. Выбрать однозначную фаворитку в условной дуэли Шарлотты Генсбур и Марион Котийяр не представляется возможным. А традиционно интригующий Луи Гаррель блестяще вписался в роль человека-загадки, совмещающего любовь и шпионаж. Запоминающиеся актерские работы, соответствующие размаху фильма.
Наверное, «Призраками Исмаэля» Деплешен не сможет достучаться до каждого зрителя, но кино у него получилось многогранное и объемное, в нем можно будет найти вдохновение, новые, ранее не замеченные детали, и после второго, и после третьего просмотра, а в тех способах обретения гармонии и счастья, что выбирают герои, можно черпать силы снова и снова. Разве плохо для фильма открытия Канн?
С 17 августа в кино.