Обзор иностранной прессы по фильмам «Искатели могил», «Экстрасенс» и «Женщина в черном»
Кинозал, темнота… Ты тихо сидишь, уставившись в мерцающий экран. Сосед справа вжался в кресло так, что, кажется, еще мгновение, и он, сам того не желая, пересядет на ряд назад. Парочка слева не отрывается друг от друга и постоянно вздрагивает в унисон. Особо впечатлительные взвизгивают, а потом с облегчением выдыхают. Аудитория расслабляется только, когда перед ней уже бегут безобидные титры.
Так в идеале должна реагировать публика на хоррор, но, увы, действительно ужасных ужасов сейчас не много. Сегодняшний обзор расскажет о трех фильмах, которые попытаются поразить и одновременно запугать киномана.
Очередной представитель уже изрядно поднадоевшего формата мокьюментари, хотя, конечно, если вам понравились «Карантин», «Паранормальное явление» и «Ведьма из Блэр», то это ваше кино.
Охотники за приведениями в погоне за материалом для телешоу соглашаются провести ночь в психиатрической больнице, о которой ходят жуткие слухи. Естественно, все идет к тому, что эта ночь станет для любителей горячего материала последней. Кстати, на самом деле таких ночей было 12, и съемки проходили на территории действующей канадской психиатрической лечебницы.
«Это не художественное кино», – утверждает фальшивый продюсер шоу «Искатели могил» в самом начале фильма. К концу этого второсортного зрелища большая часть аудитории склонна с ним согласиться«, – иронизирует Джанет Кэтсулис (Jeannette Catsoulis/The New York Times).
Среди тех, кто пожалел, что потратил деньги на билет, оказался рецензент Аарон Хиллс (The Village Voice/Aaron Hills): »Окна открываются сами по себе, стулья катаются по комнате, лица искажаются в убогих припадках, и везде видна дешевая, никуда не годная компьютерная графика. Но ведь настоящему ужасу нужна хоть какая-то достоверность! Может быть, мы требуем слишком много от псевдофильма о псевдошоу, который не сумел найти свежих идей«.
Тем не менее, есть и такие, кому фильм приглянулся. Например, Деннису Харви (Dennis Harvey/Variety): »Фильм развертывается в напряженной атмосфере, обстановка довольно мрачная, и, как следствие, зритель легко пугается. Несмотря на всю шаблонность происходящего, «Искатели могил» ничуть не хуже среднестатистического мочилова. Технические и постановочные решения отлично вписываются в формат псевдодокументалистики«.
Что ж, если вас еще не утомили смельчаки, бегающие с непрофессиональной камерой по темным углам, то отметьте в календаре дату выхода фильма в российский прокат (16 февраля).
Флоренс Кэткарт (Ребекка Холл) – ученый-скептик. Она не верит в сверхъестественные силы, но все же приезжает в школу-интернат, где, по слухам, наблюдается повышенная спектральная активность. В скором времени ее скептицизм сходит на нет.
»Экстрасенс« – качественная история, снятая по всем известным канонам, – излагает свое мнение Фрэнсис Тэйлор (Frances Taylor/The Film Pilgrim). – Здесь есть и полночные шумы, и следы на полу, и случайные фото, запечатлевшие зловещие фигуры и тени. Пусть это ни в коем случае не фильм ужасов, режиссер несколько раз заставляет нас вздрогнуть».
Тим Эванс (Tim Evans/Sky Movies) увидел те же плюсы, но в то же время обратил внимание на минусы: «Чувство тревоги усиливается с каждой пробегающей на экране тенью. Пугает все, начиная с мрачного дома и заканчивая расставленными наобум ловушками Флоренс. Обстановка накаляется еще больше, когда выясняется, что всему виной мальчик с чудовищно искаженным лицом. К сожалению, кульминация испорчена неумелой попыткой свести концы с концами; банальный финал – последнее, что вы хотите увидеть в сверхъестественном кино».
Джо Уош (Joe Wash/Cine Vue) тоже сетует на то, что впечатление от фильма испортилось в последний момент: «Бросающая в дрожь атмосфера и гнетущие декорации просто прекрасны, но фильм все-таки имеет один большой дефект – концовку. У многих качественных представителей жанра хоррор есть одна единственная проблема: они начинают за здравие, но заканчивают за упокой. В итоге зритель чувствует себя обманутым, и, к сожалению, такая же участь постигла »Экстрасенса«.
Обманутый Дэвид Нюсэир (David Nusair/Reel Film) вообще с трудом разглядел плюсы: »Все неплохо оформлено и сыграно, тем не менее, «Экстрасенс» – до боли знакомая история, которая просто не способна убедить зрителя в своей достоверности (мы видели подобное бесчисленное множество раз). «Экстрасенс» подтвердил свой статус никчемного кино«.
Противоречивые отзывы во многом лишь подогревают интерес. С одной стороны, убедительная актерская игра и подобающая атмосферность, а с другой, слабая, по мнению критиков, концовка. Настолько ли безнадежен финал, можно будет узнать 16 февраля.
Есть ли жизнь после Поттерианы? Дэниел Рэдклифф стремится доказать, что есть.
Стремясь выбраться из образа волшебника-вундеркинда, Рэдклифф взялся за роль в мистическом хорроре »Женщина в черном«; это история о том, как молодой юрист отправился в деревушку, чтобы уладить бюрократические формальности. Однако его жизнь заметно осложнилась буквально за несколько дней.
»Двери скрипят, птицы кричат и дети в ненастье попасть норовят, – прониклась духом фильма Шери Линден ( Sheri Linden/Los Angeles Times). – История о призраках, выдержанная во всех традициях викторианской готической эпохи. Отличный фильм ужасов, действие которого происходит в уединенной йоркширской деревне – продукт возрожденной студии «Hammer Film» и Дэниела Рэдклиффа, впервые отошедшего от образа Гарри Поттера«.
Клаудиа Пюиг (Claudia Puig/USA Today) поставила свою оценку ленте и сравнила ее с современными работами пугающего жанра: »Вдали от Хогвартса сыгравший Гарри Поттера Дэниел Рэдклифф столкнется с таинственным духом женщины в черном. Место действия – отдаленные болотистые районы северной Англии: идеальная обстановка для фильма, пробирающего до мурашек. В картине прослеживается хорошая динамика, позволяющая максимально поражать и повергать в ужас. По сравнению с современными ужастиками, например, «Пилой», где отвратительное насилие почти притупляет чувство страха, «Женщина в черном» может похвастать тонким вкусом, нарастающим саспенсом и отсутствием зацикленности на кишках и крови«.
Обозреватель журнала Rolling Stone Питер Траверс (Peter Travers) также отмечает верность старым традициям жанра: »Женщина в черном« – по-настоящему пугающая и гипнотизирующая история о призраке. Она внушает страх, искусно играя атмосферой и не сбиваясь на типичные для современных хоррор-шоу пытки».
«Женщина в черном» уже навестила кинотеатры США (3 февраля) и наведалась в залы Великобритании (10 февраля). Россиян Рэдклифф и призраки испугают в весеннюю пору – 15 марта.
Посмотреть фильм стоит хотя бы потому, что это первая работа Рэдклифа после Поттерианы; да и, признаться, одобрительная реакция критиков настраивает на оптимистичный лад.
Ах да, последнее наставление от британской версии журнала Empire: «Проверьте, нет ли кого за дверью. Включите свет. И знайте, что какое-то время здорового сна вам не видать».
P.S. Так совпало, что обзор писался глубокой ночью. Единственным источником света в комнате был экран ноутбука, на котором вначале поочередно прокрутились трейлеры всех перечисленных выше ужастиков, потом один за другим мелькали кадры такого же содержания, а затем открылись вкладки сайтов, рассказывающих легенды о призраках замков Великобритании. В такой обстановке волей-неволей начинаешь прислушиваться ко всем шорохам в квартире и обращать внимание на каждый блик в окне. Жуть…