Обзор иностранной прессы по фильму «Великий Гэтсби»
Памятник американской литературы, визитная карточка Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, громогласная песня американской мечте (правда, ее, в итоге, выворачивают наизнанку), гимн романтике и одновременно поучительный экскурс в Долину Шлака, все это – «Великий Гэтсби».
На дворе «Век Джаза», и общество переживает декаданс. В эти времена Ник Каррауэй перебирается в Нью-Йорк со Среднего Запада. Он селится в небольшой домик на берегу бухты, который ничтожно выглядит на фоне стоящего рядом особняка таинственного соседа – миллионера Джея Гэтсби. По ту сторону бухты живет кузина Дэйзи и ее муж, бывший футболист, а ныне весьма обеспеченная персона, Том Бьюкенен. Однажды Гэтсби знакомится с Ником лично, и, как оказывается, неспроста – у него давние виды на родственницу Ника с другой стороны бухты.
Вчера в российских кинотеатрах стартовала киноверсия «Великого Гэтсби» от База Лурмана, весьма смелая и неординарная. Лента должна была появиться еще 25 декабря, но на студии Warner Bros. решили, что нужно еще полгода помариновать картину на съемках и 3D-конвертации.
«Баз Лурман проделал невероятную работу. Он осуществил то, что мы ждали и даже больше, – сказал тогда Дэн Фэллман, отвечающий за дистрибуцию картины. – Классическое произведение Фицджеральда оживает в красочном и ошеломляющем виде. Мы думаем, что любителям кино всех возрастов понравится фильм, поэтому мы решили гарантировать «Великому Гэтсби» максимально возможную аудиторию».
В погоне за кассой и забитыми кинозалами Warner Bros. ушли от конкуренции с «Джанго освобожденным» и перенесли релиз на летний период. Однако к выбору даты в кинокомпании подошли как-то странно. Да, летом люди охотнее тратятся на билеты в кино, но это не значит, что можно смело лепить «Великого Гэтсби» на следующий уикенд после «Железного человека 3», который, к слову, Тони Старк уверенно выиграл: 72 миллиона против 50.
«Баз известен своим инновационным подходом, но в «Великом Гэтсби» он сделал нечто неожиданное: снял фильм в 3D, при этом не упустив эмоций, интимности и духа времени», – лестно отозвалась о фильме глава отдела международных связей Warner Bros. Вероник Кван Ванденберг.
Инновационный подход пришелся по душе далеко не всем рецензентам, да и эмоции, интимность, дух времени разглядеть удалось единицам.
«Эпичная трагедия Фицджеральда потерялась среди множества излишеств. Столько усилий вложено в сногсшибательные виды, операторскую работу и анахроничный саундтрек, что, в результате, мы получили гипертрофированную какофонию, а не захватывающее зрелище», – пишет Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today).
Ричард Ропер (Richard Ropere/Chicago Sun-Times) считает, что фильм не так безнадежен. Просто Лурман иначе расставил акценты. «Вместо выверенной манеры повествования режиссер выбрал яркие и красочные образы: «Версия «Великого Гэтсби» 2013 года не сравнится с книгой по содержанию. Это, конечно, не кинематографическая каша, но, прежде всего, фильм Лурмана – смелая и вольная постановка. Фильм усыпан синими и красными цветами (и зелеными, конечно же). Все 142 минуты хронометража режиссер наполняет видами, от которых дыхание перехватывает, будь то чудесная панорама Манхэттена 1922 года или старая добрая харизма звезды фильма Леонардо ДиКаприо».
«Неважно, насколько безумна, детальна и иногда суматошна техника База Лурмана, его личная заинтересованность в книге и преданность оригиналу четко прослеживается, поэтому-то фильм, по большей части, смотрится живо и сохраняет дух времени – если не через слова и поступки героев, то хотя бы по общему настроению», – разглядел немало плюсов Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter), не смутившийся от броскости «Великого Гэтсби».
Для многих формат 3D при съемке классического произведения и саундтрек от Jay-Z уже являются литературным преступлением. Видимо, Стивен Ри (Steven Rea/Philadelphia Inquirer) как раз относится к такому числу: «Книгам Фицджеральда и раньше доставалось от кинематографистов. Например, от версии с Робертом Редфордом, сыгравшего Гэтсби в 1974 году; фильм получился красивым, но пустым, – вспоминает Ри. – Однако ни одна из экранизаций так опрометчиво не ошибалась с адаптацией, в новом «Великом Гэтсби» столько всего сделано не так».
Далее Ри начинает перебирать косточки актерского состава, называя Магуайера и Маллиган безэмоциональными, а Гэтсби в исполнении ДиКаприо поверхностной пустышкой.
Как вы заметили, многие упоминают смелый и безумный саундтрек. Если вы видели трейлеры, то знаете, что вечеринки Гэтсби проходят под хип-хоп ритмы Kanye West и Jay-Z, а вся драма разворачивается на фоне рока Джека Уайта. На этом безумное для «Века Джаза» музыкальное сопровождение не заканчивается, пришедшие в кинотеатр услышат Beyonce, Nero, Will.I.Am, Lana Del Rey и других современных исполнителей, которые даже с натяжкой не могут задавать тон «Веку Джаза». Кстати, диск с саундтреком вышел на несколько недель раньше фильма, и как самостоятельный продукт он вполне сносен, но с привязкой к фильму оценки меняются.
«Великий Гэтсби» – шанс для База Лурмана вернуться к блеску и кричащим оттенкам. Понять видение Лурмана всегда сложно, но здесь музыка мастерски подобрана. Она поразительна и производит настолько глубокое впечатление, что в фильм втягиваешься без особых раздумий», – дает положительную оценку выбранным создателями композициям Дэвид Джеффрис (David Jeffries/All Music Guide), назвавший пластинку к фильму встречей между «Веком Джаза» и «Веком iPod».
«В более-менее той же манере Лурман оформил «Мулен Руж», но разница в том, что «Мулен Руж» – это мюзикл, и там песенные новации были уместны. «Великий Гэтсби» – экранизация, в которой музыка отражает порывы центрального героя, человека, чей смертельный недостаток – желание вернуть прошлое в настоящее. В нашем случае, прошлое в виде Фицджеральда конфликтует с настоящими исполнителями, например, с Will.I.Am», – не оценил смелости композитора и режиссера Эрик Хендерсон (Eric Henderson/Slant Magazine).
«Это вам не дедушкин Уэст-Эгг, – сразу же предупреждает Джоди Розен (Jody Rosen/Rolling Stone). – Продюсированием саундтрека занимался Jay-Z, и получился неожиданно разнообразный микстейп. Не все песни в нем радуют. Песня “Young and Beautiful” от Lana Del Rey должна была стать центральной композицией альбома, но, на самом деле, она инертна и растянута».
Едва ли «Великий Гэтсби» получит «Оскар» за лучший саундтрек и лучшую песню, а вот экранизация 1974 года с Робертом Редфордом в главной роли получила – за лучшую музыкальную адаптацию. Вторую статуэтку ленте Джека Клейтона вручили за лучшие костюмы. На этих двух наградах киноакадемии «Гэтсби» семидесятых ограничился, и, что примечательно, в 1974 году о фильме писали почти так же, как сейчас.
«Великий Гэтсби» – искусственное, но красивое кино, не имеющее ничего общего с духом романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Любопытно, что бы об этом фильме сказал писатель, чья проза так красива, выразительна и элегантна: много усилий и времени потрачено на внешнюю оболочку, но ни на секунду актеры не проникают в душу героев», – писал в 1974 году 30-летний Роджер Эберт (Roger Ebert/Chicago Sun-Times).
«Слова правильные, даже иногда они перетекают в добротные диалоги. Декорации и костюмы особенно хороши, но фильм сам по себе лишен жизни, как и тело, слишком долго лежавшее на дне бассейна», – ругает «Великого Гэтсби» Винсент Кэнби (Vincent Canby/The New York Times).
«Пышное и точное изображение исторического периода, которое слишком затянулось, чтобы остаться интересной до самого конца», – продолжает критиковать «Гэтсби» 74-го года журнал Empire.
Эх, видели бы критики того времени, как выглядит нынешний Джей Гэтсби и Ко… мы же можем увидеть его в любом кинотеатре страны с 16 мая.