Еще один сувенир из края нежных секретов Уэса Андерсона, который скоро выйдет на Netflix.
Тренды TikTok, генерация нейросетей в промышленных масштабах, стилизованные снимки и почтовые открытки: Уэс Андерсон стал одним из самых медиатиражируемых режиссеров сегодняшнего дня. Обожание, подражание и раздражение ходят рука об руку — чем больше людей пленяется кукольной стилистикой, тем больше их отворачивается от формализма автора. «Город Астероидов», показанный на Каннском кинофестивале этого года, собрал положительную критику и даже обрел звание самого сильного фильма Андерсона, но получил сдержанную реакцию от зрителей — мы видели тоску в пастельных тонах уже не раз.
«Чудесная история Генри Шугара» вновь предлагает знакомые паттерны кадра и даже драматургические узоры: если вы успели заработать аллергию на Андерсона, можете смело пройти мимо, но если в вашем сердце остались кредиты доверия, то короткометражка станет отличным лекарством от хандры осенним вечером. Рассказы сказочника Роальда Даля, ориентированные на более взрослую аудиторию, оживут в кинематографическом сборнике: в Венеции показали первый короткометражный фильм из ожидаемых четырех. Да и внутри ленты длиной чуть менее 40 минут поместились главы по принципу матрешки, столь любимой режиссером (как в «Отеле «Гранд Будапешт»» и «Городе Астероидов»). Зрители познакомятся с британским джентльменом голубых кровей мистером Генри Шугаром (Бенедикт Камбербэтч) и индийским факиром Имдадом Ханом (Бен Кингсли), который обладает тайным знанием и может видеть с повязкой на глазах.
Литературность, а скорее даже публицистичность стала атрибутом экранного письма Уэса Андерсона во «Французском вестнике»: элегантные закорючки то и дело разлетались по экрану. В «Генри Шугаре» режиссер решается на театральную инсценировку, создавая во время просмотра впечатление, будто зрители листают книгу с изумительными иллюстрациями или оказались в домашнем театре. Реплики подаются как от первого, так и от третьего лица, с ремарками в духе «сказал я», актеры заглядывают прямо в глаза собеседникам по ту сторону экрана, за парадной мизансценой проглядывают задники декораций, чудеса превращаются в фокусы, а голос автора приветствует гостей постановки и связывает несколько маленьких приключений в одно большое путешествие. Рэйф Файнс играет самого Роальда Даля и, вероятно, станет конферансье всех короткометражных историй.
Сочинительство подслушанных историй (говорят, что все, что случилось с Генри Шугаром, абсолютная правда, нужно было только записать!) — методичный и скрупулезный ритуал, в котором пригодится десяток заточенных карандашей, шоколадные конфеты и тишина вокруг. Небрежные швы переходов между локациями можно расценить как еще один стилистический прием, а можно посчитать приглашением за кулисы: там, где есть сказка (даже самая настоящая), есть и тот, кто ее сочинил.
Тем, кто не читал рассказы Даля перед сном, не хочется портить впечатления ни одной подробностью скромного сюжета: текст практически в первозданном виде дарит то, что хочется увидеть в короткометражке Андерсона, — невероятно трогательную историю, где есть волшебство, юмор, упорство и добро. Новобранцами в школе чудесностей Уэса Андерсона стали Бенедикт Камбербэтч и Дев Патель, которые будто ждали момента оказаться в кадре у режиссера. Сам Андерсон вернулся не только в родной край симметрии, приглушенных цветов и рукотворных деталей, но и в Индию – страну, ставшую таинственной и магической мечтой наяву еще с «Поезда на Дарджилинг».
«Чудесная история Генри Шугара» — маленькая сказка для взрослых, которая ласково и неброско напоминает, что добрые дела не делаются сами собой.