Финальная часть отличной франшизы от DreamWorks — милая, но, как и один из героев, совершенно беззубая
Финальная часть отличной франшизы от DreamWorks — милая, но, как и один из героев, совершенно беззубая.
Вождь викингов Иккинг, Беззубик и ещё примерно миллиард драконов мирно живут на острове Олух: правда, населения на квадратный метр становится уж слишком много. Да ещё и Иккинг с друзьями регулярно спасают кучу драконов из человечьего рабства — а селить их и так уже негде. Мало им демографических проблем, озлобленные драконьи рабовладельцы ещё и нанимают величайшего в мире охотника на драконов, который к тому же жутко ненавидит ночных фурий и когда-то их всех истребил (один Беззубик и остался). Углядев в этом возможность закончить давнее дело, он соглашается на работу и начинает приманивать Беззубика беленькой самкой — Иккинг в это время строит грандиозный план: он хочет перевезти весь Олух с викингами и драконами в полумифическую страну драконов, которая находится где-то на краю света.
Студия Dreamworks сейчас переживает, мягко говоря, не лучшие времена (артистически уж точно) — когда-то они на равных бодались с «Диснеем» и отбирали «Оскары» у Pixar, теперь погрязли в скучной коммерческой жвачке для самых маленьких. В этом смысле «Как приручить дракона 3» — финальная часть одной из сильнейших их франшиз — представляется лебединой песней былого величия студии. Немного грустно, но зато хотя бы здесь они всё делают правильно: не закончи они серию сейчас, «Драконов» бы наверняка ждала участь какого-нибудь «Ледникового периода». Такого и врагу не пожелаешь.
Тем более уже вторая часть заметно уходила в повторы и, хотя, в общем, была прекрасным мультфильмом, наглядно показывала: идеи иссякли, дальше вряд ли будет лучше. Третьи «Драконы» никаких сюрпризов не преподносят: они, правда, часто спотыкаются, топчутся на месте и упорно возвращаются к когда-то сработавшим формулам. Кроме того, если сиквел компенсировал неоригинальность интересным тональным сдвигом в сторону мрака и смерти, триквел, наоборот, тяготеет к сентиментальной пряничности.
«Драконья» франшиза будто намеренно идёт по медвежьим следам «Кунг-фу Панды», другой выдающейся серии от DreamWorks. Там ведь тоже вторая часть внезапно обращалась к темам жутким и неоднозначным, а третья свела все попытки уйти в психологию просто к милым пушистым зверятам. У этих двух триквелов вообще подозрительно много совпадений: в центре истории мир, который считался потерянным, и герой, что находит в нём свой покой. И там, и там колоритные второстепенные персонажи окончательно становятся статичным фоном (в «Драконах» ещё и порядком раздражающим), злодеи — бледные (тут буквально) копии предыдущих, а экшен-сцены — пускай и нарисованы всё так же компетентно — вдруг утрачивают былой задор.
Никакого плагиата, конечно, быть не может: книжная серия, на которой базируются «Драконы», завершилась ещё в 2012-м, за год до выхода третьей «Панды». Но тенденция интересная. Видимо, так проявляется извечная болезнь франшизных финалов: попытка ёмко завершить заявленные темы и спустить их по пути наименьшего сопротивления, через романтические линии, из ниоткуда взявшихся родственников и прочий сценарный фастфуд. Мультфильм последовательно закрывает все гештальты — чаще умело, иногда не слишком, — при том, что и сам является, по сути, одной большой попыткой авторов закрыть личный гештальт.
Обидно, что их не хватает на риски даже уровня сиквела. И всё же сердце истории — замечательный броманс Иккинга и Беззубика — слишком мощное, чтобы его можно было так просто испортить безопасным, но в целом грамотным подходом. В конце концов по-настоящему «предъявить» фильму хочется только за нестройный и очень странный социальный месседж. «Драконы» всегда были про равенство, братство и любовь к «не таким», но триквел начинает открыто сравнивать летающих чудищ с мигрантами — что уже слегка сомнительно. Мало того, в своём социальном посыле фильм приходит сразу к двум неочевидным идеям: одна — почти дословный повтор мысли из третьего «Тора» (про Асгард, который там, где асгардцы), а второй — которая в итоге и становится решением их миграционной проблемы — наверняка бы порадовался дедушка Трамп. Короче, не в тот фильм о скандинавах Голливуд решил добавить Immigrant Song.
С 21 февраля в кино.