Унылая история любви из дешевого дамского романа, неумело и крайне небрежно обернутая в антураж Афганской войны, битвы разведок и политических кризисов
Унылая история любви из дешевого дамского романа, неумело и крайне небрежно обернутая в антураж афганской войны, битвы разведок и политических кризисов.
Москва, 1985 год. Митя и Аня давно и безнадежно влюблены друг в друга, но быть вместе им не суждено – потомственный военный Митя Савельев отправляется в военное училище, а Аня с родителями эмигрирует в Америку. Казалось бы, чувства должны угаснуть, но влюбленных лишь еще сильнее начинает тянуть друг к другу, однако за неимением иного способа встретиться герои назначают друг другу свидание в афганском Кабуле. Аня прибывает в воюющий Афганистан под видом репортера-фотографа, а Митя в сопровождении бывалых солдат посещает город в рамках штабной практики, но увлеченные друг другом пылкие влюбленные не замечают, что стали объектами секретной разработки американской разведки – ЦРУ намеревается через похищение Мити, сына генерала, имеющего прямой выход на Михаила Горбачева, повлиять на политику Советского Союза в Афганистане.
Окруженные кольцом врагов, погрузившиеся в новую холодную войну, получающие через телевизор из Сирии больше новостей, чем из Челябинска или Барнаула, мы сегодня словно оказались отброшены на тридцать лет назад – словно и не было перестройки, встречи глав государств в Рейкьявике, вывода войск из Афганистана. Разумеется, многое с середины 1980-х годов изменилось, но и что-то общее осталось, и именно на этих связующих эпохи струнах пытаются сегодня играть телевизионные продюсеры самых разных мастей. Восьмидесятые опять в моде, Афганская война снова актуальна, вот только не в жестокой форме «Груза 200», а поверхностно и наивно, словно мифы Древней Греции с героями и злодеями, не имеющими ничего общего с реальными людьми.
Совсем недавно телевидение «одарило» нас мини-сериалом «Крепость Бадабер», который вывернул наизнанку трагедию пленников пакистанских душманов и превратил кровавое сопротивление, унесшее десятки жизней, в залихватский экшен, облепленный типичными штампами и дешевыми приемами. Казалось бы, ниже «Бадабера» падать некуда, но вот вам еще один «афганский излом», на этот раз мелодраматический, с претензией на политический детектив. Авторы с канала «Россия 1» назвали свое творение «Операцией “Мухаббат”», но, кажется, на названии таланты авторов и иссякли.
Сказать, что «Мухаббат» ужасает – это ничего не сказать. Тремя стартовыми эпизодами сериал ставит в тупик, его словно снимали школьники на заднем дворе старого Дворца пионеров. И дело даже не в картинке, хотя о ней стоит поговорить отдельно, сквозит в сериале изо всех щелей, и сильнее всего – от сценария. «Мухаббат» – это очень наивная, «девчачья» история любви: мальчик любит девочку, их разлучают, но они все равно любят друг друга, и нет сил, которые могли бы препятствовать их чувствам. Герои могли бы быть студентами медицинского вуза, мелиораторами на Кубани, исследователями Чукотки или столичными банковскими клерками, но продюсерам и сценаристам захотелось, чтобы их персонажи зачем-то отправились в воюющий Кабул и там наломали дров.
Обращение к столь деликатной и еще достаточно четко сидящей в памяти истории стало большой ошибкой. Мало того что очевидцы тех событий, ветераны, да и просто военные в пух и прах громят вопиющие промахи костюмеров, гримеров, декораторов и специалистов по реквизиту, помарки в деталях формы военнослужащих можно простить, но ведь авторы так увлеклись конспирологией, что завалили сюжет настоящим бредом. В «Мухаббате» советским правительством помыкают американские цэрэушники, наши вчистую уступают силам противника, личный состав деградировал и погряз в пьянстве. Из глубокого тыла это выглядит наглой издевкой над армией. В полете своей фантазии создатели сериала утратили связь с реальностью и здравый смысл настолько, что превратили в лубок все, до чего дотянулись: от кремлевских кабинетов до афганских уличных кафе, от деревенских разборок до генеральских ссор. Воспринимать серьезно этот балаган никак нельзя.
В отсутствие адекватного сценария и разумного сюжета ко дну идут и актеры. Илье Малакову все происходящее дается с большим трудом, актер словно сомневается в действиях своего героя, а потому порой просто «плывет», не попадая в настроение сцены. Звезда «Льда» Аглая Тарасова заметно потускнела без Петрова, и ее влюбленная Анна вовсе не выглядит сходящей с ума от страсти, скорее она напоминает понурую овечку, которую ведут на убой. Химии между главными героями нет совершенно. Актеры второго плана тоже либо играют на нижнем пределе своих возможностей, либо просто отбывают номер – как минимум Сергей Пускепалис и Александр Лазарев не похожи сами на себя.
Тягостное зрелище еще и картинкой добивает – сериал, который обращается не к такой уж и далекой от нас эпохе, умудряется даже в бытовых мелочах строчить ляп на ляпе: от причесок до железных дверей на подъездах. Все это мешало бы, если бы в «Мухаббате» было чему мешать. Но история любви здесь не трогает абсолютно, политический триллер выглядит притянутым за уши, а нелепая демонстрация дилетантизма в устройстве и быте армии вызывает оторопь. Нет ни единой причины смотреть все серии этой «Операции», оперировать нечего – пациент мертв.