Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Статьи о кино

Возвращение короля

Он снимал фильмы о современной Британии. Он создал блокбастеры о викторианской эпохе. Теперь в прицеле камеры Гая Ричи – средневековая Англия, время рыцарей и чародеев

Добавить в закладки
Возвращение короля

Он снимал фильмы о современной Британии. Он создал блокбастеры о викторианской эпохе. Теперь в прицеле камеры Гая Ричи – средневековая Англия, время рыцарей и чародеев. Его новая масштабная лента названа в честь ее легендарного главного героя. Она именуется «Меч короля Артура».

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о приключенческой картине, где благородный бандит из трущоб узнает, что ему суждено стать королем – или погибнуть в войне с узурпатором, который лишил Артура семьи и престола. Это работа для парня с большим мечом!

Предыстория фильма

Кто такой король Артур? Если верить древнейшим британским хроникам, это правитель или военачальник римского происхождения, который в середине I тысячелетия нашей эры сражался с англосаксами – германскими племенами, вторгшимися на Британские острова. Многие ученые, однако, не доверяют этим хроникам и полагают, что Артур – вымышленная, фольклорная фигура. Может быть, это забытое кельтское божество, переосмысленное как историческая личность.

Как бы то ни было, ранние повествования об Артуре, у которых могла быть реальная подоплека, еще в Средневековье сменились явно вымышленными рыцарскими романами, в которых Артур и его вассалы предстали идеальными героями – доблестными воинами и пылкими влюбленными.

Высшим достижением «артурианского» цикла считается изданный в 1485 году увесистый том сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура». В основном он состоял из переводов на английский язык старофранцузских романов об Артуре. Книга Мэлори проследила жизнь Артура от рождения в семье короля Утера до гибели в сражении с его незаконнорожденным сыном Мордредом.

Когда британское Средневековье завершилось, интерес к Артуру угас. В XIX веке, однако, он возродился. Рыцарские приключения и подвиги пришлись ко двору европейским романтикам. Благодаря им Артур стал постоянным персонажем как серьезных повествований о Средневековье, так и пародий вроде знаменитой сатиры Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Это, кстати сказать, была одна из первых книг о путешествии во времени.

Двойная традиция воспевать Артура и издеваться над ним продолжилась в кино. Достаточно вспомнить такие диаметрально противоположные по духу и стилю ленты, как пародийная комедия 1975 года «Монти Пайтон и Священный Грааль» и пафосная фэнтези-картина 1981 года «Экскалибур», названная в честь магического королевского меча. В последнем фильме снимались такие будущие звезды, как Хелен Миррен, Патрик Стюарт и Лиам Нисон. Режиссер Джон Бурмен более десяти лет добивался возможности воплотить свое видение «Смерти Артура».

Кадр из фильма «Экскалибур»

«Экскалибур» произвел столь сильное впечатление, что после него к «артуровскому» циклу долго не обращались. Лишь в 1995 году вышла романтическая драма Джерри Цукера «Первый рыцарь», которая, однако, не была столь же успешна, как предшествовавшее ей цукеровское «Привидение».

Следующий масштабный фильм об Артуре появился девять лет спустя. Это был снятый на волне успеха «Властелина Колец» и «Пиратов Карибского моря» средневековый боевик «Король Артур» Антуана Фукуа с участием Клайва Оуэна и Киры Найтли. Картина была плохо принята критикой и публикой, и она запомнилась лишь скандалом из-за того, что на американских постерах ленты грудь Киры Найтли была увеличена в сравнении с реальным кадром из фильма. Актриса тогда этим страшно возмутилась, и она еще долго жаловалась в интервью, что ее фотографии подправляют.

Кадр из фильма «Король Артур»

Несмотря на все свои пафосные претензии, «Король Артур» не смог сбросить «Экскалибур» с престола главного фильма об Артуре. Время шло, картина Бурмена устаревала, а ее преемник все никак не находился, и голливудские и британские кинематографисты чувствовали, что кто-то из них должен предложить новую блокбастерную версию классической саги. Но кто решится это сделать?

В конце 2000-х Артуром занялась студия Warner. «Поттериана» подходила к концу (тогда еще не было известно, что Роулинг начнет писать киносценарии для новых «поттеровских» лент), и студия подыскивала новый многолетний цикл с мечами и магией. «Артуриана» была удачным вариантом, поскольку не требовала покупки прав и переговоров с автором. Кстати сказать, сэр Томас был весьма занятным и колоритным типом, который не раз сидел в тюрьме за различные преступления, от грабежа до адюльтера. Будь он жив, Warner вряд ли бы захотела с ним сотрудничать. Скончавшийся же 500 лет назад автор был исключительно удобен для студии.

К началу 2010-х у Warner на руках было три конкурирующих «артурианских» замысла. Режиссер ранних «Людей Икс» Брайан Сингер как продюсер разрабатывал ремейк «Экскалибура» с современными спецэффектами. Сценарист и режиссер «Незваных гостей» Дэвид Добкин написал оригинальный приключенческий сценарий, далекий по тону от обычных для Добкина современных комедий. Наконец, британский режиссер Гай Ричи подумывал над экранизацией «Смерти Артура».

Почему постановщик знаменитых криминальных комедий «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» увлекся фэнтези? Потому что Ричи никогда не считал себя «криминальным постановщиком». Его фильмы с самого начала были увлекательными эскапистскими историями, и их действие развивалось в современной Британии лишь потому, что такое кино было дешевле снимать. Когда же у Ричи появились голливудские связи, то он с подачи продюсера Warner Лайонела Уиграма (как и режиссер, Уиграм начинал в независимом британском кино) снял вышедший в 2009 году блокбастер «Шерлок Холмс» с Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу. Как настоящий англичанин, Ричи с детства любил книги о Холмсе, и он с удовольствием перенес на экран свое видение викторианской эпохи и знаменитого сыщика. Фильм об Артуре, тоже классическим британском персонаже, был логичным продолжением амбициозной карьеры.

В конце концов, после множества закулисных перипетий, Warner отказалась от идеи Сингера и объединила проекты Добкина и Ричи, поскольку это были параллельные замыслы на основе одного и того же материала. Добкин удостоился упоминания в титрах как автор идеи картины, но основными создателями сценария стали Ричи, Уиграм и их соотечественник-британец Джоби Харольд, сценарист и режиссер триллера 2007 года «Наркоз». Харольд также известен как продюсер фантастического триллера «Грань будущего».

Работа над фильмом

Главная проблема, которая волновала Ричи с момента начала работы над проектом, заключалась в том, как сделать Артура интересным и близким публике героем. В отличие от принцесс, у принцев в современном кино дурная репутация. Их считают скучными или капризными аристократами, далекими от народа. Недаром в диснеевском «Холодном сердце» принц оказывается злодеем, Рапунцель из одноименного мультфильма заводит роман не с принцем, а с благородным разбойником, а Тиана из «Принцессы и лягушки» перевоспитывает принца, прежде чем в него влюбиться.

Конечно, Артур в начале своей истории – не «настоящий принц» (хотя он рожден в королевской семье, он воспитывается в чужом рыцарском доме и лишь годы спустя возвращает себе престол), он все же аристократ. Не лучший персонаж для мирового блокбастера и точно не подходящий герой для фильма Гая Ричи. Ведь режиссер происходит из древнего рода, но не любит привлекать к этому внимание. Как персонажи Ричи куда интереснее люди из низов и из среднего класса.

На съемочной площадке фильма «Меч короля Артура»

В теории Ричи мог пойти по стопам «Игры престолов», которая сделала аристократов занятными, наполнив историю о них кровью, плотью, интригами и предательствами. Но на практике это было нереально. Во-первых, режиссеру заказали семейно-подростковый блокбастер, а не кино для взрослых. А во-вторых, история о короле Артуре требует пафоса и героизма, а не копошения пауков в банке.

Так что сценаристы решили «принизить» героя – превратить парня, воспитанного рыцарем, в молодого человека, который вырос в борделе и закономерно стал благородным уличным бандитом, крышующим торговлю и проституцию. Это был герой, интересный Ричи, – «настоящий пацан» из низов, который оказывается лучшим человеком, чем его аристократичный дядя Вортигерн, тиран и узурпатор. В сценарии Вортигерн связывается с темными силами, чтобы убить своего брата Утера и его семью. Однако перед смертью Утер успевает отправить Артура на лодке вниз по Темзе, откуда мальчика вылавливают обитательницы публичного дома.

Как мальчик может доказать, что у него есть права на престол? По традиции, с помощью меча Утера, который после смерти короля заключен в камне. Лишь наследник престола может вытащить меч, и Вортигерн использует это, чтобы найти Артура. Но к тому времени, когда парень оказывается среди испытуемых (к камню водят всех, кто подходит по полу и возрасту), он уже достаточно взрослый, крепкий и умный, чтобы на правах принца возглавить сопротивление тирану и показать ему кузькину мать.

Почему Ричи и соавторы сделали Артура уличным, а не лесным бандитом вроде Робин Гуда? Как раз потому, что лесные разбойники навязли у зрителей в зубах. Когда снимаешь кино о Средневековье, дешевле и проще всего делать это в лесу, иногда заезжая в хорошо сохранившиеся замки. Поэтому такое кино на каждом шагу, и не только в Британии. Но если есть поддержка суперстудии, то почему бы не построить декорации средневекового Лондона (в то время известного как Лондиниум) и не показать, как жил главный британский мегаполис? Кроме того, уличный бандит роднее современным зрителям, чем лесной житель.

Так сложился замысел картины о принце-хулигане. Чтобы сделать ленту эффектной, Ричи решил, что в ней будут не только сражения на мечах, но и колдовские чары. Причем использовать их станут не только маги, но и два главных героя, Артур и Вортигерн. Вортигерн, как уже говорилось, получает волшебную мощь от темных сил, а Артур орудует волшебным мечом Экскалибуром – тем самым, который он вытаскивает из камня. Этот меч превращает владельца в воина, способного несколькими взмахами разметать целый отряд рыцарей. Вот почему Вортигерн прибегает к черной магии – иначе ему не совладать ни с Утером, ни с Артуром. Кстати, магия в фильме среди прочего включает призыв гигантских животных, слонов и змей. Хотя это не такая важная часть картины, как олифанты во «Властелине Колец».

Артура трудно представить без его наставника-чародея Мерлина, но Ричи это удалось. Мерлин упоминается и фигурирует в ленте, но лишь мельком. В основном Артура по колдовским делам консультирует ученица Мерлина, у которой в картине нет имени. Из прессы известно, что это вроде бы Гвиневра, будущая королева Артура, так что Ричи соединил приятное с полезным, сделав Гвиневру необходимым для сюжета персонажем, а не просто «королевской девушкой». Однако в фильме имя героини не упоминается, и никакого романа между ней и Артуром не начинается. Так что если это действительно Гвиневра, то женитьба Артура – сюжет для будущих серий. Которых, кстати сказать, намечено штук пять-шесть. Очевидно, Warner планирует творчески переработать всю «Смерть Артура».

На съемочной площадке фильма «Меч короля Артура»

По нынешней политкорректной традиции почти сразу было решено, что у Артура будет темнокожий наставник. Кстати, это не анахронизм – в римские времена в Британию приезжали люди со всей империи, и некоторые из них были темнокожими. Хотя, конечно, это была больше экзотика, чем такая норма, как на улицах нынешнего Лондона и Нью-Йорка, и невозможно представить себе темнокожего рыцаря на севере Европы. Но от корректности не уйдешь, и мысль сделать сэра Бедивера чернокожим родилась задолго до того, как сюжет был закончен и согласован.

Предполагалось, что Бедивера (маршала короля в «Смерти Артура») сыграет Идрис Элба, но знаменитый лондонец предпочел другие проекты. Так что королевским наставником стал американский бенинец Джимон Хонсу, известный по ролям в «Амистаде», «Гладиаторе», «Кровавом алмазе» и «Форсаже 7».

На роль Артура было много претендентов, поскольку у Ричи, судя по всему, не было строго определенного представления о том, как должен выглядеть принц-бандит. Рассматривались все кандидаты из числа мужественных тридцатилетних актеров, умеющих говорить с британским акцентом. Заметьте, что Ричи не искал принца среди вчерашних мальчишек. Ему нужен был парень с жизненным опытом, правдоподобный в роли главаря бандитской шайки.

До последнего этапа кастинга дошли три претендента – Генри Кавилл из «Человека из стали» и «Агентов А.Н.К.Л.», Джей Кортни из «Отряда самоубийц» и «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» и Чарли Ханнэм из «Тихоокеанского рубежа» и сериала «Сыны анархии». Ханнэм считался самым слабым претендентом, поскольку он в то время сильно похудел для очередного сезона «Сынов», и Ричи не видел в нем мускулистого принца-бандита, достойного сражаться за британский престол. Но Ханнэм был уверен, что наберет нужную форму, и он так хотел получить роль, что заявил Ричи, что готов драться за нее с Кавиллом и Кортни. Пусть, мол, Артуром станет тот, кто окажется крепче и упорнее. Ричи впечатлился этим предложением и счел, что нашел своего принца-нищего. Так Ханнэм возглавил труппу.

На роль Вортигерна режиссер подбирал того, кто будет сложным, «многослойным» злодеем, а не плоским негодяем, у которого в голове лишь одна мерзкая мысль. Поэтому роль получил Джуд Лоу, хорошо знакомый Ричи по «Шерлоку Холмсу». В актере была королевская стать, но также была аристократическая слабость, заставляющая Вортигерна искать помощи у темных сил. Этот злодей не настолько мужественен, чтобы пойти против брата без потусторонней поддержки. Зато он достаточно умен и коварен, чтобы быть опасным противником для Артура.

На съемочной площадке фильма «Меч короля Артура»

На роль чародейки Ричи прочил Элизабет Олсен из «Мстителей», но в итоге нанял франко-испанскую актрису Астрид Берже-Фрисби, которая после череды французских проектов дебютировала в Голливуде в блокбастере 2011 года «Пираты Карибского моря: На странных берегах». Там она изобразила русалку. Видимо, Ричи понравилось, как актриса играла девушку «не от мира сего». Отметим, что в «Мече короля Артура» волшебники – это не просто знатоки магии, а отдельный народ с уникальными способностями. Так что чародейка не должна была выглядеть как обычная девушка.

Помимо Бедивера Артуру помогает персонаж по прозвищу Скользкий Билл – влиятельный воин из сопротивления тирании Вортигерна, который славится тем, что всегда ускользает от королевской стражи. Еще он блистательно, как Робин Гуд, стреляет из лука. Эту колоритную роль получил ирландец Эйдан Гиллен – Петир Бейлиш из «Игры престолов».

Эрик Бана из «Халка» получил небольшую, но важную роль короля Утера, отца Артура и брата Вортигерна. Швед Микаэль Персбрандт (Беорн из «Хоббита») сыграл предводителя викингов, у которых с Артуром бандитские «терки». Напомним, что Англия в раннее Средневековье сильно страдала от набегов и завоеваний викингов. Также в фильме снялись Аннабель Уоллис из хоррора «Аннабель» и сериала «Острые козырьки», Милли Брэди из «Гордость и предубеждение и зомби», Кэти МакГрат из сериалов «Мерлин» и «Супергерл», Майкл МакЭлхаттон из «Игры престолов» и модель Поппи Делевинь, старшая сестра модели и актрисы Кары Делевинь. Еще в картине засветился в роли рыцаря легендарный футболист Дэвид Бэкхем.

Основной съемочной площадкой картины стал студийный комплекс Warner Bros. Studios в британском регионе Ливесден, в часе езды от Лондона. Эта студия, прежде известная как Leavesden Studios, была местом съемок «поттерианы». Сейчас это одна из крупнейших и самых современных студий на земле. Помимо огромных павильонов она включает тридцать гектаров открытого пространства для строительства уличных декораций, так что группе «Меча» было где развернуться, когда она сооружала Лондиниум и королевский замок Камелот, который в фильме располагается вверх по течению Темзы. Обе огромные декорации стали еще больше, когда в ходе постпродакшена их дополнили с помощью компьютерной графики.

И Лондиниум, и Камелот планировались как постройки, испытавшие влияние многих культур (спасибо Римской империи!). Так, внутренний дизайн замка был отчасти вдохновлен руинами дворца в Шри-Ланке. Ричи хотел, чтобы картина смотрелась необычно и интересно, и работавшая над «Игрой престолов» художница-постановщица Джемма Джексон старалась поразить режиссера и зрителей.

Когда Вортигерн общается с темными силами, он отправляется в подземную пещеру, отчасти залитую водой. Это тоже была декорация, построенная в Ливесдене. После завершения съемок с Лоу декорацию переоборудовали для съемок сцен в лесной пещере, где прячутся от королевских войск сторонники Артура. Если приглядеться, можно заметить сходство между этими вроде бы совершенно разными местами.

Съемки на природе проходили в королевском парке Windsor Great Park, в национальном природном парке Уэльса под названием Snowdonia, а также в горах Шотландии и других живописных местах. Не все они изображали Британию, поскольку Артур по ходу фильма проходит мистическое испытание в волшебном краю, куда попадает с помощью своей подручной-чародейки.

Одежда, доспехи и оружие создавались с тем же тщанием, с каким планировались и строились декорации. Каждый из персонажей был одет в соответствии с его внутренним состоянием. Так, Артур носит простые наряды, которые можно назвать средневековым аналогом джинсов и футболки, его отец-король одевается с роскошью прирожденного правителя, а злодей-дядя предпочитает холодные и темные тона – прежде всего черный и серебристый.

На съемочной площадке фильма «Меч короля Артура»

Поскольку лента не создавалась как дотошное историческое кино, бутафоры и костюмеры часто проявляли бурную фантазию, хотя и отталкивались от реальных образцов оружия и технологий старины. Всего для фильма было произведено более 2000 экземпляров оружия, от копий до баллист (машин для метаний камней). Королевский меч Экскалибур был сделан в 40 экземплярах. Десять из них были металлическими, а тридцать – пластиковыми и резиновыми, чтобы с гарантией никого не поранить во время съемки многочисленных боевых сцен.

Перед началом основных съемок Ричи сделал нечто беспрецедентное – в течение дня снял фильм как пьесу. Без декораций, без костюмов, без спецэффектов – только актеры в небольшом помещении. Это позволило всем проникнуться той художественной задачей, которую им предстояло решить, и осознать, в какой степени сценарий держится на диалогах и человеческих страстях, а не только на визуальных трюках. Кроме того, у режиссера на всем протяжении ленты была на компьютере монтажная версия фильма, которая постепенно собиралась из отснятых кусков, заменявших «черновые» фрагменты из предварительных съемок. Это позволило Ричи на всем протяжении работы думать о том, что войдет в двухчасовую киноверсию, а что придется исключить или отдельно издать на видео (всего было отснято материала на трехчасовой фильм).

По традиции Ричи огромное внимание уделил саундтреку. Его основным композитором стал британец Дэниел Пембертон, который ранее работал с режиссером над «Агентами А.Н.К.Л.». Пембертон постарался соединить современный модный звук с мотивами и инструментами английской фолк-музыки, чтобы создать уникальное, завораживающее и мощное звучание, которое перекидывает мостик между нынешними зрителями и средневековой Британией. Над некоторыми композициями также работал британский фолк-музыкант Сэм Ли, специалист по сбору и исполнению древних напевов.

Картина должна была выйти летом 2016 года, но ее премьера неоднократно переносилась, чтобы Ричи завершил окончательный монтаж и работу над спецэффектами. Собственно съемки проходили в 2015 году, так что в принципе лента могла бы быть закончена существенно раньше, чем май 2017 года.

Персонажи «Меча короля Артура»

Кадр из фильма «Меч короля Артура»

Артур – главный герой фильма. Урожденный принц Британии, он чуть не погиб, когда его дядя Вортигерн убил короля Утера, отца Артура. Мальчик чудом спасся. Он вырос в борделе Лондиниума и стал предводителем уличных бандитов. Действие ленты начинается, когда Артур узнает о своем происхождении и вместе со своими уличными соратниками и бывшими отцовскими рыцарями объявляет Вортигерну войну. Артура сыграл Чарли Ханнэм.

Кадр из фильма «Меч короля Артура»

Чародейка – безымянная главная героиня фильма. Возможно, это Гвинерва, будущая королева Артура. Ученица великого мага Мерлина, чародейка помогает Артуру в войне с Вортигерном, который прибегает к помощи темных сил. Волшебницу сыграла Астрид Берже-Фрисби.

Кадр из фильма «Меч короля Артура»

Вортигерн – главный злодей фильма. Младший брат прежнего короля, Вортигерн предал и убил брата, после чего узурпировал власть. Он боится, что Артур вернет себе престол, и делает все, чтобы уничтожить принца и его соратников. Вортигерн пользуется помощью темных сил, так что он способен на большее, чем обычный человек в короне. Вортигерна сыграл Джуд Лоу.

Кадр из фильма «Меч короля Артура»

Сэр Бедивер – бывший рыцарь на службе короля Утера. В отличие от многих придворных, Бедивер не перешел на сторону Вортигерна, когда тот узурпировал власть. Вместо этого он возглавил сопротивление тирану. Бедивер становится наставником и советником Артура, когда принц узнает о своем происхождении. Бедивера сыграл Джимон Хонсу.

Кадр из фильма «Меч короля Артура»

Скользкий Билл – верный соратник Бедивера и Артура. Он славится своим умением стрелять из лука и ускользать от королевской охраны, даже когда кажется, что Билл у них в руках. Билла сыграл Эйдан Гиллен.

Ожидания

Студия Warner потратила немало усилий на раскрутку картины, и она рассчитывает, что Гай Ричи снял хит, который станет началом многолетнего блокбастерного цикла. Однако, учитывая скромные сборы «Короля Артура» 2004 года, который тоже был размашистой постановкой, новой ленте отнюдь не гарантирован безоблачный прокат. Артур сейчас не так популярен, как 500 лет назад.

Посмотрим, преуспеет ли Ричи там, где провалился Антуан Фукуа. Бюджет картины – 100 миллионов долларов, и ей нужно собрать минимум 300 миллионов долларов, чтобы сделать осмысленными съемки уже задуманного продолжения.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?