![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Первый за десять лет вегетарианства якудза-фильм от Такеши Китано
Якудза средней руки Отомо (Китано) вынужден делать грязную работу за своего босса, получившего нагоняй от главы преступного синдиката за связь с наркоторговцами. Выполняя очередное поручение, Отомо перегибает палку и провоцирует войну кланов, шансы выжить в которой стремятся к нулю у всех участников.
Целых десять лет Такеши Китано не притрагивался к гангстерскому жанру. Выглядело это как сознательное воздержание художника, переросшего ожидания своих поклонников, но ведь так оно и было: ни по сути, ни по форме прибавить к собственному классическому «Фейерверку» режиссеру было уже нечего. Поэтому «Брат якудзы», в общем и целом неплохой, упорно скатывался к утомительному повторению пройденного в 90-е материала, а «Кикуджиро», где иконический самурай-бандит был трансформирован в незадачливого бэбиситтера, бестолочь и по-своему трогательного городского лузера, прозвучал уже как прощальное «адьё» самому себе, ироничной насмешкой над очень удачной, но полностью исчерпанной ролью.
Десять лет прошло, много новых фильмов снято, много сыграно других ролей, но разлепить Китано и якудза оказалось не под силу ни «Затоiчи», ни витиеватому, рефлексирующему авангардисту, каким режиссер предстал в трилогии-автопортрете «Такешиз», «Банзай, режиссер» и «Ахиллес и черепаха». Ни, честно признаемся, нам самим, поклонникам в первую очередь «Сонатины», и лишь во вторую – каких-нибудь «Сцен у моря», симпатичных, конечно, но забытых. Между тем Китано, возвращаясь в жестокий мир ампутированных пальцев, набриолиненных проборов и костюмов от Бриони, опять пошел на хитрость, на этот раз решив поэксплуатировать неразлучность своего лица и маски: Отомо, бригадира якудза, он делает человеком-функцией, от правильного исполнения которой отлаженные супермеханизмы – и мафиозный клан, и, собственно, жанр якудза-фильма – на глазах у зрителя превращаются в полный и, если так можно выразиться, отлично спланированный хаос. Пожалуй, это немного не то, что ожидали увидеть от «возвращения настоящего Китано» поклонники «Фейерверка»: в отличие от былых, играющих с фатумом лирических бандитов, им увековеченных, до глупости исполнительный Отомо никак не противостоит системе, но методично разваливает свой мир, играя по его же правилам.
Кажется, Китано опять нашел удачную метафору, обезоружившую сразу всех: и тех, кто не принял «Ахиллеса и черепаху», и тех, кто криво усмехался, узнав, что Бит Такеши принялся опять за старое. Вторую часть «Беспредела» обещают показать в мае, тогда и сделаем окончательные выводы.