
Плотный, жесткий, провокационный срез современного европейского общества, способного объединиться ради высших целей, но не имеющего возможности без жертв разрешить внутренние конфликты
Плотный, жесткий, провокационный срез современного европейского общества, способного объединиться ради высших целей, но не имеющего возможности без жертв разрешить внутренние конфликты.
После смерти отца Эрику и его семье в наследство достается особняк, в котором мужчина провел первые годы своей жизни. Внушительных размеров дом с оранжереей не по карману университетскому преподавателю, но вместо того, чтобы продать недвижимость, Эрик и Анна решают устроить из него модную в 1970-х коммуну, этакую коммунальную квартиру для своих друзей и знакомых, испытывающих трудности с жильем. Дом быстро наполняется людьми, которые начинают оказывать существенное влияние на отношения Эрика и Анны. Когда мужчина находит своей супруге молоденькую замену, Анна оказывается не в силах расстаться с мужем и заявляет о готовности принять в коммуну нового жильца. Вот только жить вместе с любовницей становится невыносимо и Эрику, и Анне.
Среди всех последователей Ларса фон Триера, объединившихся под зонтиком «Догмы 95», пожалуй, лишь Томас Винтерберг смог не только выбраться из тени старшего товарища, но и громко заявить о себе как о бескомпромиссном, жестком, но необыкновенно эмоциональном авторе. «Торжество», а следом за ним и «Охота» поставили Винтерберга в ряд киноклассиков, и хотя вышедшая в прошлом году драма «Вдали от обезумевшей толпы» несколько выбивается из общего тренда режиссера (это голливудская экранизация известного романа), интерес к творчеству Винтерберга не ослабевает. К тому же не стоит забывать о том, что постановщик взялся снять ленту о трагической гибели подводной лодки «Курск», и это немаловажная причина оставаться в курсе его работ, какими бы скромными росписями они ни выходили в прокат.
Итак, что же такое «Коммуна»? Прежде всего, это дань памяти детству и юности самого Винтерберга. Свои воспоминания о жизни в Копенгагене 70-х сценарист и режиссер давно перевел в осязаемые формы в одноименной пьесе, теперь пришло время придать памяти кинотеатральный объем. Однако Винтерберг не был бы собой, если бы за достаточно простой на первый взгляд историей не спрятал объемный конфликт, настоящий слом, поколенческое изменение. Как в «Торжестве» ссора, переросшая в войну, демонстрировала зыбкость отношений, построенных на лжи и тирании, как «Охота» через гонения на отдельно взятого человека транслировала жестокую животную волну нетерпимости, так и «Коммуна» за семейной драмой скрывает изменение европейского общества.
Именно 70-е сделали Европу такой, какой видим ее мы сейчас, – из индивидуальных хозяйств, обособленных квартир континент превратился в большой общий дом. Люди, прежде не знавшие своих соседей по этажу, теперь открыты самым необычным гостям и радушно встречают любого странника. Да, не всегда это проходит гладко, и на тысячу добропорядочных новых жильцов нет-нет да и приходится злодей с поясом шахида, но Европе крайне важно оставаться собой, быть открытой и любезной ко всем, вне зависимости от кровожадности гостя.
Анна, если хотите, та самая лояльная публика Старого Света, которая готова приютить любовницу мужа из соображений: «Главное, что у меня на виду». Да, Анна страдает, да, стресс приводит к проблемам на работе и дома, но здесь Винтерберг играет совсем другими чувствами – он опирается на женскую эмоциональность, на нелогичность ее поступков, на подспудную надежду отвоевать принадлежащее себе. В глазах Винтерберга, кстати, женщина часто оказывается неким стихийным бедствием, ни управлять которым, ни противостоять которому мужской мир не способен. И хотя для Анны история заканчивается совсем не радостно (пусть и небезнадежно), она остается человеком достоинства, особенно на фоне супруга.
Впрочем, отношение самого Винтерберга к смене индивидуальности коллективизмом очевидно негативное – один лишь говорящий финальный трек Элтона Джона Yellow Brick Road многое объясняет, автор прощается с детством, с милыми годами всеобщей любви под сентиментальные аккорды. Но говорить о поражении Европы объединившейся пока рано. Картина Винтерберга оказалась крайне актуальной – именно сейчас целый континент решает, верным ли был путь объединения, избранный полвека назад, или же, укрепившись в отдельных цитаделях, мир будет целее? Ответ на этот вопрос сейчас крайне важен.
Но оставим политику и социологию на будущее, а в «Коммуне» отметим, как обычно, необыкновенно сильные, пронзительные актерские работы – старая знакомая Винтерберга Трине Дюрхольм необыкновенно хороша в любой из итераций изменяющейся сущности Анны, под стать ей эмоционален и энергичен Ульрих Томсен, притягательно прекрасна рыжеволосая Марта Софи Вольстром Хансен, в руках героини которой будущее решений, принимаемых коммуной. Вновь собрав блистательный ансамбль, Винтерберг в очередной раз доказал, что он мастер глубоких, ярких драм. И пусть «Коммуна» уступает, а в чем-то даже идет наперекор «Торжеству», пусть финал ленты куда более прямолинеен и груб, нежели в «Охоте», – большой художник имеет право на подобное высказывание. На воспоминание о том, как начиналась большая объединенная европейская семья, не всегда способная принимать правильные решения, не во всем справедливая, но ко всем радушная, толерантная и открытая для прогресса.
С 21 апреля в кино.