«Правильная», но топорная российская спортивная драма о подростке, который вновь становится на лыжи после того, как лишается ног
«Правильная», но топорная российская спортивная драма о подростке, который вновь становится на лыжи после того, как лишается ног.
Старшеклассник Леша Царев (Павел Шевандо) живет в Мурманской области, занимается горными лыжами и готовится к стартам самого высокого уровня. Однажды его друг и конкурент Костя (Константин Белошапка) останавливает канатную дорогу, на которой едет Леша, чтобы отомстить приятелю за то, что тот проводит слишком много времени с одноклассницей, которая им обоим нравится. Чтобы не опоздать на тренировку, Леша залезает на трос, падает и разбивается. Врачам приходится ампутировать парню ноги, чтобы спасти ему жизнь. Осознав, что его жизнь навсегда изменилась, Леша на время впадает в депрессию. Но затем с помощью отца (Владимир Вдовиченков), бывшего тренера и других близких людей Леша учится ходить на протезах и вскоре вновь становится лыжником, теперь уже паралимпийским.
«Кто главный герой нашего времени?» – много лет спрашивало российское кино. Кажется, оно его наконец-то нашло. Наш ответ западным супергероям – это спортсмен, который не только преодолевает спортивные преграды, но и перемахивает через медицинские, политические, романтические препоны. Раньше у нас поэт был больше чем поэт, а теперь спортсмены стали символами нации, и фильмы о них сыплются как из ведра. Конечно, хочется большего героического разнообразия, но кто достоин столь же громкого воспевания? Так что не расстраиваемся и миримся с тем, что есть.
Новая российская спортивная драма «Со дна вершины» посвящена возвращению на соревнования после тяжелой травмы. Эта тема только что была затронута в «Льде», но там героине удавалось полностью восстановиться, и ее реабилитация была лишь одной из множества сюжетных составляющих. Положение Леши куда тяжелее, и, соответственно, лента полностью сосредоточена на пути героя от больничной койки до международных соревнований. Даже романтическая линия, заявленная в зачине ленты, фактически пропадает из действия вплоть до концовки. У парня нет времени и сил на строительство отношений, а его пассия, в отличие от героя «Льда», не пытается помочь Леше и со стороны наблюдает за его сражением с инвалидностью.
Картина вдохновлена реальной историей кемеровского чемпиона Алексея Мошкина, который в 14 лет лишился ног, а уже в 18 лет вышел на паралимпийскую трассу в Альбервилле и заслужил медаль. Правда, Мошкин показался авторам фильма слишком уж героичным и неукротимым – недосягаемым сверхчеловеком, которым нужно восхищаться, но который своей идеальностью подавляет тех, кто мог бы взять с него пример. Поэтому экранный Леша душевно слабее, и внешность у него нарочито не геройская (реального Мошкина мог бы сыграть Том Круз).
Царев понятен и человечен. Это парень, у которого бывают депрессии и истерики и которому нужна не только практическая, но и моральная поддержка, чтобы встать на протезы, встать на лыжи, начать выступать на соревнованиях. Хотя характер у Леши бойцовский, до реального Мошкина и до реального Алексея Маресьева (помните «Повесть о настоящем человеке»?) ему далеко. Впрочем, фильму это идет в плюс, потому что эмоциональные взлеты и падения Леши придают повествованию драматизм и потому что картина показывает пример для подражания не только для инвалидов, но и для их близких. Кроме того, есть свой героизм в том, чтобы раз за разом преодолевать отчаяние и продолжать бороться. Ведь невозможно насильно вытащить человека из депрессии, если у того нет на это душевных сил.
Как видите, идейно «Со дна вершины» четко выстроено, и оно, в отличие от «Льда», не гонится сразу за несколькими жанровыми зайцами. Это «правильное» кино – но также плоское и топорное, неотесанное. В нем нет постановочного, сценарного или актерского блеска, которые выделяют «Движение вверх» и «Лед». У картины было четыре режиссера и шесть сценаристов, и чувствуется, что фильм вымучивался, а не рождался, и что его авторами двигали скорее идеологические, чем артистические соображения. Поэтому большого удовольствия от просмотра не получаешь.
Зато лента дает заряд позитивного мышления. А еще на экране можно увидеть Мурманскую область и с удовлетворением отметить, что она не сводится к тому, что показано в «Левиафане». Понятно, «огламурить» Кировск и Апатиты авторы фильма бы не смогли, даже если бы попытались. Но северный регион все равно предстает местом, где можно жить и многого добиваться, а не только пить и выживать. Это, пожалуй, самое приятное чувство, которое способно подарить «Со дна вершины».
С 1 марта в кино.