Что посмотреть
Трасса Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLuVyoAXfQ
Подборки фильмов

Выборг-2024: 5 фильмов с фестиваля «Окно в Европу», которые стоит ждать в прокате

С 9 по 15 августа в Выборге прошел 32-й кинофестиваль «Окно в Европу», в этом году смотр был посвящен памяти советской и российской актрисы театра и кино Инны Чуриковой. Слоган конкурсной программы — «прогноз на будущее», который самым разным образом был отражен в отобранных фильмах. В нашем новом материале собрали пять лучших выборгских премьер: от трогательной «Филателии» до хулиганского «Ровесника».

18 августа Текст: Оля Смолина 5 Обсудить
Добавить в закладки
Выборг-2024: 5 фильмов с фестиваля «Окно в Европу», которые стоит ждать в прокате

Алина Ходжеванова в роли Яна на кадре из фильма «Филателия»

Алина Ходжеванова в роли Яна на кадре из фильма «Филателия»

К показу «Филателии» Натальи Назаровой — постоянного участника «Окна в Европу» — конкурсная программа уже прошла свой экватор. Казалось бы, все «большие» премьеры остались позади, ожидания были значительно опущены. Тем удивительнее тот факт, что «Филателия» обернулась настоящим зрительским хитом — мелодрама с северным настроением собрала самые продолжительные овации за всю историю кинофестиваля, в одночасье став наиболее очевидным и желанным претендентом на победу.

События фильма разворачиваются вокруг Яны (Алина Ходжеванова) — девушки с едва заметным ДЦП, живущей в небольшой мурманской деревушке. Яна работает на почте и коллекционирует марки, безуспешно ищет друзей и ждет той самой большой и чистой любви, которая, как часто бывает, приходит в самый странный момент жизни. «Филателия» — кино подчеркнуто эмоциональное, балансирующее на грани комедии и трагедии, ненависти и любви, рутины и чуда. Назаровой, которая со сцены призналась, что шла к этой картине всю жизнь, удалось превратить классический сюжет о бедных и несчастных в доброе, воодушевляющее кино, разгоняющее сумбурный мрак реальности.

Зухара Сансызбай в роли Карлыгаш на кадре из фильма «Ласточка»

Зухара Сансызбай в роли Карлыгаш на кадре из фильма «Ласточка»

Среди многочисленных дебютов конкурсной программы «Окна в Европу» особенно выделяется «Ласточка» казахстанской постановщицы Малики Мухамеджан, недавней выпускницы ВГИКа. В отличие от шероховатых фильмов Федора КудрявцеваРовесник») и Кирилла СултановаНаступит лето»), «Ласточка» кажется целостной, практически академической работой, вдохновленной пионерами авторского кино: от Вима Вендерса до Шанталь Акерман. Действие разворачивается в казахской степи, главная героиня — меланхоличная Карлыгаш (Зухара Сансызбай) — живет в несчастливом браке с холодным Ильясом (Елжас Рахим). Все меняется, когда в их деревню случайно заезжает иностранец — французский фотограф Луи (Владимир Косиньи), который становится гостем Ильяса и крадет сердце Карлыгаш.

По настроению «Ласточка» картина спокойная, молчаливая, лишенная привычной чувственности голливудских мелодрам. Кому-то такая немногословность может показаться непривычной, однако сама Мухамеджан отлично поняла своих героев и сделала все возможное, чтобы передать их настроение в кадре — через суровые казахские пейзажи и тонкую игру светотени, которые порой говорят лучше любых прямых объяснений.

Подробнее о фильме можно прочесть в нашей рецензии.

Анна Бегунова на кадре из фильма «Поводок»

Анна Бегунова на кадре из фильма «Поводок»

Работы Малики Мухамеджан и Натальи Назаровой объединяет общая тяга к высоким материям, вера в любовь, свободу и человечность. «Поводок» Юлии Колесник, напротив, говорит о мрачном, земном, иллюстрируя разные формы деградации личности. Главная героиня — неподкупная судья Ира (Анна Бегунова) — становится невольницей отца- одиночки Михаила (Владимир Данай) и его восьмилетнего сына Димы (Нил Бугаев). После трагической смерти матери мальчик перестал разговаривать, и только случайная встреча с Ирой помогла ему вернуть речь. Обеспокоенный состоянием Димы Михаил отказывается выпускать женщину из дома, а та, в свою очередь, упорно оказывает ему сопротивление.

«Поводок» можно условно отнести к жанру психологического триллера, с напряжением в кадре Колесник работает не хуже Аронофски и Хичкока. И все же «Поводок» — это нечто большее, чем очередная история об абьюзе и гендерном насилии. С практически хирургической ловкостью Колесник раскрывает темные и светлые стороны персонажей, загоняя их в свое рода треугольник Карпмана, где каждый и жертва, и агрессор одновременно.

Вадим Громыко в роли Пети на кадре из фильма «Ровесник»

Вадим Громыко в роли Пети на кадре из фильма «Ровесник»

Хулиганское видеоэссе «Ровесник» дебютанта Федора Кудрявцева запомнился как самый эксцентричный фильм конкурсной программы. «Ровесник» берет не содержанием, а формой: это скринлайф и мокьюментари-комедия, в которой нашлось место технологиям прошлого и настоящего (хронику домашней съемки в стиле VHS разбавляют архивные кадры с телевидения, дизайнерские коллажи и даже дипфейки). События фильма сфокусированы на бывшем студенте Грише Гордееве (Юрий Вершинин): вместе с друзьями парень решает снять документалку об одном из первых стартапов Рунета. По ходу дела Гриша ест бабушкины пирожки, пытается помириться с бывшей девушкой Лерой и раскрывает тайны своей родословной.

В отечественном кинематографе в последнее время очень любят романтизировать 90-е, взять хотя бы «Быка» Бориса Акопова. Кудрявцев, к его чести, даже не пытается это делать, напротив, «Ровесник» — это местами забавная, местами грустная летопись пьяной и беззаботной юности, невесомо напоминающая работы Ричарда Линклейтера.

Стремление режиссера все объяснить играет с ним злую шутку: в какой-то момент молодежный драйв «Ровесника» задыхается под натиском не всегда уместной экспозиции. Впрочем, косяки со сценарием не мешают дебюту Кудрявцева оставаться по- настоящему уникальным визуальным опытом — в первую очередь для массового зрителя.

Подробнее о фильме можно прочесть в нашей рецензии.

Марк Эйдельштейн в роли Дэна на кадре из фильма «Наступит лето»

Марк Эйдельштейн в роли Дэна на кадре из фильма «Наступит лето»

Томный нуарный триллер «Наступит лето» выпускника МШК Кирилла Султанова — еще один любопытный дебют, удивляющий скорее формой, чем содержанием. Из-за участия Марка Эйдельштейна на фильм были возложены большие ожидания, которые он во многом не оправдал. Тем не менее «Наступит лето» — кино фактурное и запоминающееся. Султанов снял визуально выверенное, эстетское полотно с мотивами «Револьвера» и «Клана Сопрано», сюжет которого мог бы выиграть за счет существенного сокращения хронометража.

Действие «Наступит лето» разворачивается вокруг бывшего детдомовца Никиты (Микита Воронов) — парень совершает тяжкое преступление и сбегает в Москву. В столице Никита снимает квартиру с депрессивной соседкой Сашей (Тина Стойилкович), которая манит его хрупкостью и непредсказуемостью. Старый знакомый Егор (Арсений Каверзин) знакомит парня с богатым мажором Дэном (Марк Эйдельштейн) — психопатом с комплексом бога, унижающим друзей за деньги. Неожиданно для всех Никита находит точки соприкосновения с Дэном, однако их эмоциональная связь медленно, но верно уносит его на самое дно.

Подробнее о фильме можно прочесть в нашей рецензии.

Текст: Оля Смолина
5 комментариев
А
Полистал картинки, почитал тексты. Не оставляет ощущение, что у российских кинематографистов фетиш на мрачняк: ДЦП, детдомовцы, абьюз, смерть матери...
Вот вам и ответ, почему русского кино в последнее время сторонюсь, как огня.
Вокруг за окном этого пи..ца и так - хоть лопатой жри. Так нет, надо ещё и наснимать, да позабористее
Скрыть 4 ответа
4 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?