С 9 по 15 августа в Выборге прошел 32-й кинофестиваль «Окно в Европу», в этом году смотр был посвящен памяти советской и российской актрисы театра и кино Инны Чуриковой. Слоган конкурсной программы — «прогноз на будущее», который самым разным образом был отражен в отобранных фильмах. В нашем новом материале собрали пять лучших выборгских премьер: от трогательной «Филателии» до хулиганского «Ровесника».
К показу «Филателии» Натальи Назаровой — постоянного участника «Окна в Европу» — конкурсная программа уже прошла свой экватор. Казалось бы, все «большие» премьеры остались позади, ожидания были значительно опущены. Тем удивительнее тот факт, что «Филателия» обернулась настоящим зрительским хитом — мелодрама с северным настроением собрала самые продолжительные овации за всю историю кинофестиваля, в одночасье став наиболее очевидным и желанным претендентом на победу.
События фильма разворачиваются вокруг Яны (Алина Ходжеванова) — девушки с едва заметным ДЦП, живущей в небольшой мурманской деревушке. Яна работает на почте и коллекционирует марки, безуспешно ищет друзей и ждет той самой большой и чистой любви, которая, как часто бывает, приходит в самый странный момент жизни. «Филателия» — кино подчеркнуто эмоциональное, балансирующее на грани комедии и трагедии, ненависти и любви, рутины и чуда. Назаровой, которая со сцены призналась, что шла к этой картине всю жизнь, удалось превратить классический сюжет о бедных и несчастных в доброе, воодушевляющее кино, разгоняющее сумбурный мрак реальности.
Среди многочисленных дебютов конкурсной программы «Окна в Европу» особенно выделяется «Ласточка» казахстанской постановщицы Малики Мухамеджан, недавней выпускницы ВГИКа. В отличие от шероховатых фильмов Федора Кудрявцева («Ровесник») и Кирилла Султанова («Наступит лето»), «Ласточка» кажется целостной, практически академической работой, вдохновленной пионерами авторского кино: от Вима Вендерса до Шанталь Акерман. Действие разворачивается в казахской степи, главная героиня — меланхоличная Карлыгаш (Зухара Сансызбай) — живет в несчастливом браке с холодным Ильясом (Елжас Рахим). Все меняется, когда в их деревню случайно заезжает иностранец — французский фотограф Луи (Владимир Косиньи), который становится гостем Ильяса и крадет сердце Карлыгаш.
По настроению «Ласточка» картина спокойная, молчаливая, лишенная привычной чувственности голливудских мелодрам. Кому-то такая немногословность может показаться непривычной, однако сама Мухамеджан отлично поняла своих героев и сделала все возможное, чтобы передать их настроение в кадре — через суровые казахские пейзажи и тонкую игру светотени, которые порой говорят лучше любых прямых объяснений.
Подробнее о фильме можно прочесть в нашей рецензии.
Работы Малики Мухамеджан и Натальи Назаровой объединяет общая тяга к высоким материям, вера в любовь, свободу и человечность. «Поводок» Юлии Колесник, напротив, говорит о мрачном, земном, иллюстрируя разные формы деградации личности. Главная героиня — неподкупная судья Ира (Анна Бегунова) — становится невольницей отца- одиночки Михаила (Владимир Данай) и его восьмилетнего сына Димы (Нил Бугаев). После трагической смерти матери мальчик перестал разговаривать, и только случайная встреча с Ирой помогла ему вернуть речь. Обеспокоенный состоянием Димы Михаил отказывается выпускать женщину из дома, а та, в свою очередь, упорно оказывает ему сопротивление.
«Поводок» можно условно отнести к жанру психологического триллера, с напряжением в кадре Колесник работает не хуже Аронофски и Хичкока. И все же «Поводок» — это нечто большее, чем очередная история об абьюзе и гендерном насилии. С практически хирургической ловкостью Колесник раскрывает темные и светлые стороны персонажей, загоняя их в свое рода треугольник Карпмана, где каждый и жертва, и агрессор одновременно.
Хулиганское видеоэссе «Ровесник» дебютанта Федора Кудрявцева запомнился как самый эксцентричный фильм конкурсной программы. «Ровесник» берет не содержанием, а формой: это скринлайф и мокьюментари-комедия, в которой нашлось место технологиям прошлого и настоящего (хронику домашней съемки в стиле VHS разбавляют архивные кадры с телевидения, дизайнерские коллажи и даже дипфейки). События фильма сфокусированы на бывшем студенте Грише Гордееве (Юрий Вершинин): вместе с друзьями парень решает снять документалку об одном из первых стартапов Рунета. По ходу дела Гриша ест бабушкины пирожки, пытается помириться с бывшей девушкой Лерой и раскрывает тайны своей родословной.
В отечественном кинематографе в последнее время очень любят романтизировать 90-е, взять хотя бы «Быка» Бориса Акопова. Кудрявцев, к его чести, даже не пытается это делать, напротив, «Ровесник» — это местами забавная, местами грустная летопись пьяной и беззаботной юности, невесомо напоминающая работы Ричарда Линклейтера.
Стремление режиссера все объяснить играет с ним злую шутку: в какой-то момент молодежный драйв «Ровесника» задыхается под натиском не всегда уместной экспозиции. Впрочем, косяки со сценарием не мешают дебюту Кудрявцева оставаться по- настоящему уникальным визуальным опытом — в первую очередь для массового зрителя.
Подробнее о фильме можно прочесть в нашей рецензии.
Томный нуарный триллер «Наступит лето» выпускника МШК Кирилла Султанова — еще один любопытный дебют, удивляющий скорее формой, чем содержанием. Из-за участия Марка Эйдельштейна на фильм были возложены большие ожидания, которые он во многом не оправдал. Тем не менее «Наступит лето» — кино фактурное и запоминающееся. Султанов снял визуально выверенное, эстетское полотно с мотивами «Револьвера» и «Клана Сопрано», сюжет которого мог бы выиграть за счет существенного сокращения хронометража.
Действие «Наступит лето» разворачивается вокруг бывшего детдомовца Никиты (Микита Воронов) — парень совершает тяжкое преступление и сбегает в Москву. В столице Никита снимает квартиру с депрессивной соседкой Сашей (Тина Стойилкович), которая манит его хрупкостью и непредсказуемостью. Старый знакомый Егор (Арсений Каверзин) знакомит парня с богатым мажором Дэном (Марк Эйдельштейн) — психопатом с комплексом бога, унижающим друзей за деньги. Неожиданно для всех Никита находит точки соприкосновения с Дэном, однако их эмоциональная связь медленно, но верно уносит его на самое дно.
Подробнее о фильме можно прочесть в нашей рецензии.
Вот вам и ответ, почему русского кино в последнее время сторонюсь, как огня.
Вокруг за окном этого пи..ца и так - хоть лопатой жри. Так нет, надо ещё и наснимать, да позабористее