Насколько верно расхожее мнение о том, что вы в первую очередь снимаете мультфильмы про себя?
Все мои фильмы рассказывают о других людях. Взять хоть «Волосы дыбом». Хотя вы знаете, я там есть – тот парень, что на скутере. И в «Идиотах и ангелах» в главном герое есть мои черты. Как и он, я тоже часто совершаю идиотские поступки. Я пытаюсь походить на ангела, но чаще всего остаюсь идиотом. Штука в том, что у каждого на спине растут невидимые крылья. Чтобы научится на них летать, ими нужно заниматься – делать упражнения. В этом основная идея картины. А вот в цикле про собаку и в «Корове, которая хотела стать гамбургером» меня нет совсем.
Во всех ваших работах довольно много агрессии и карикатуры. Вы действительно ненавидите Америку?
Что вы! Я люблю Америку. В конце концов, не только же в Штатах люди день ото дня становятся все более алчными и эгоистичными. От денег растет чувство собственного величия и желание власти. В «Идиотах и ангелах» я прямым текстом проговариваю, что тщеславие – страшно опасная штука. Когда оно тобой овладевает, ты перестаешь думать о других людях. Если вы помните, по сюжету все пытаются завладеть крыльями главного героя и использовать их в своих корыстных целях.
А вот ваша недавняя короткометражка «Корова, которая хотела стать гамбургером» – разве не грубая сатира на США?
«Корова» в первую очередь о рекламе. О том, как реклама вторгается в твою жизнь и изменяет ее. Она может быть также очень опасна. И речь опять-таки не только об Америке, а о любой другой стране.
Что бы вы включили в понятие «американская культура»?
Она очень популистская. И это потому, что она сильно зависит от денег. Я и сам пытаюсь делать свои фильмы как можно более ориентированными на зрителя. Я хочу, чтобы люди, которые приходят посмотреть мое кино, хорошо повеселились. Что тоже, является одной из сторон американской культуры. Ну а ключевые ее моменты – это телевидение, блокбастеры и т.д. В общем, все, что относится к культуре среднего класса.
Сколько у вас занимает процесс создания полнометражного и короткометражного фильмов? Вы же обычно сами отвечаете за все этапы съемки.
Коротки метр – два-три месяца, полнометражный фильм – два-три года.
Вы их дома рисуете?
В своей студии. У меня там три подчиненных трудятся. Но иногда я что-то делаю у себя дома. Когда рисунков становится около 30 тысяч, я отдаю их помощникам, что они их раскрасили и скомпоновали вместе.
В этом году вас уже в третий раз номинировали на премию «Оскар».
Вообще-то меня еще не номинировали. Пока я только попал в лонг-лист. Участников шорт-листа объявят в конце декабря. Кстати, причина, по которой я не могу остаться в Москве больше чем на два дня заключается в том, что мне нужно ехать в Нью-Йорк и тоже проголосовать. Так что кто-то распространяет ложную информацию. (Ниже: фрагмент из «Сторожевого пса», номинированного на «Оскар» в 2004 году).
Хорошо, тогда так: почему вам до сих пор не дали «Оскар»? Во всем виноват «Pixar»?
Я вам объясню почему. Средний бюджет моей короткометражки – 5 тысяч долларов. Остальные фильмы, которые обычно участвуют в соискании на «Оскар», стоят миллионы. Помимо «Pixar», есть еще работы из Франции, Германии и других стран – все очень дорогостоящие. Так же играет роль то, что я свои фильмы делаю за несколько месяцев, а они – годами.
В конце титров к «Идиотам и ангелам» есть благодарность Джиму Джармушу. Какое
отношение он имеет к фильму?
Фильм немой, поэтому музыка в нем играет главную роль. Когда я рисовал «Идиотов и ангелов», я много слушал Тома Уэйтса и думал, как бы так заполучить его в саундтрек. И поскольку Уэйтса я не знал лично, я решил выйти на него через моего давнего приятеля – Джима Джармуша. Мы с ним созвонились и я предложил Джиму глянуть промо «Идиотов» с условием, что если ему понравится, он отправит диск Тому. Ответ я получил спустя месяц. Уэйтс же нелюдим, а его делами занимается жена – Кэтлин Бреннан. Вот от нее-то и я получил письмо. В нем говорилось примерно следующее: «Тому понравилось. Можете взять любую песню из его фонотеки». Я страшно обрадовался. И все благодаря Джармушу.
Кого из современных аниматоров вы могли бы назвать своим единомышленником?
Мне очень близок Дон Херцфельдт. Если говорить о русских, то я страшный фанат Константина Бронзита. Гарри Бардин – тоже неплох. Тим Бертон, конечно. И Терри Гиллиам. Он всегда меня поддерживает. Пару лет назад мы с ним встретились на фестивале в Дубае. У меня было с собой портфолио с набросками из «Идиотов и ангелов» и он попросил меня показать картинки. И ему снесло голову. Он выпивал и паралеллельно внимательно изучал все содержимое папки. В какой-то момент к нам подошла агент Терри и позвала его на интервью с BBC. Гиллиам послал BBC к чертям собачьим и продолжил смортеть на мои рисунки. Потом он сказал, что готов оказать мне любую помощь в продвижении фильма. Тогда-то я и озвучил ему мое желание сделать в начале фильма титр «Терри Гиллиам представляет». Если вы знаете, как устроен бизнес в Голливуде, то хорошо понимаете, что такое дорогого стоит. Терри же не попросил ни копейки.
Кстати, по поводу Гиллиама. Он как-то пошутил – что за наркотики вы употребляете и где берете. А если серьезно?
Может быть, раз месяц я и покурю марихуану, но не более того. В основном я настолько занят работой, что поразвлечься времени не остается. Обычно я рисую с 6 утра до 7 вечера. Заниматься анимацией для меня одно удовольствие. Это и есть мой героин.