Сигара, генеральская форма, фраза "Ну, вы, блин, даете!", бесконечное количество тостов. Все это вспоминаешь, когда заходит разговор об Алексее Булдакове. От своего героя, генерала Иволгина из трилогии Рогожкина, Булдакову уже не убежать. Хотя он и сыграл в семидесяти двух фильмах, и роли исполнял разные, а полюбили его именно за Иволгина. Потому что родной, понятный и точно выражает ряд особенностей русского характера. А одна из особенностей этого характера преданно любить своих. Булдаков - свой. Другое дело, что его "свойскость" для большинства зрителей состоит исключительно в том, что он выпить не дурак,тосты говорить умеет и вообще мужик хороший.
Военные чины преследуют вас с юности: Вы служили в сержантской под Хабаровском, потом сыграли партизана-разведчика Савелия в фильме Попова "Сквозь огонь", затем – генерал Федоров в картине "В лесах под Ковалем"… А после генерала Иволгина вас узнала вся страна. Получается, что армия сыграла в вашей жизни чуть ли не главную роль. А как вы относитесь к тому, что молодые люди сейчас не хотят служить?
Мне кажется, что каждый молодой человек должен отслужить в армии. Раньше, если тебя не брали в армию, это позор был. Как это? Ты что, больной, что ли? Да с тобой ни одна девушка не пойдет! Армия делает из маменькиных сынков мужчин. Я к концу службы был заместителем командира взвода. Помню, приходят новобранцы, господи, ничего не умеют: ни подворотничок пришить, ни сапоги почистить, все у них торчит, рубашка висит… А на выпуске уже совсем другой человек – подтянут, дисциплинирован, все умеет. Я-то все умел, сержанты даже удивлялись. Ведь родился-то я в деревне, на Алтае. Все по дому делал, и дрова колол, и пилил, и воду носил.
Ваша жена говорила, что у Вас большая семья с матриархальным укладом, вы до сих пор называете маму на вы… Расскажите о своей семье.
Папа уже умер. Мама, слава богу, жива. Она нас в основном всех воспитывала, как-то находила время. У меня две сестры и три брата. Братья сейчас живут в Павлодаре, оба шоферы. Одна сестра работает бухгалтером, другая – зав-складом. Мама почти всю жизнь работала. Тяжеловато было. Помню, как всегда хотелось сладкого. Ну, пацан же. Вот возьмешь два яйца из-под курицы – и в магазин. Сдашь эти два яйца, и тебе сто грамм конфет взвесят. Были такие подушечки с повидлом, они в тепле слипнутся, продавщица отколет ножом кусок этой сладкой массы, и ты идешь счастливый, жуешь этот ком с повидлом…
Раньше родители мечтали, чтобы сын пошел в инженеры или в офицеры…
А я до восьмого класса мечтал быть военным летчиком. В кружок ходил, планеры делал. Но я очень любил кино. Если два кинотеатра были рядом, то я брал билет на один сеанс, смотрел, перебегал дорогу и шел в другой кинотеатр. Сутками мог смотреть. И как посмотрел "Большую жизнь" с Петром Алейниковым, так и все. Решил актером стать.
Вы же еще работали на тракторном заводе.
После армии я работал в Томском театре. И так получилось… Понимаете, я не терплю компромиссов в творчестве, именно в творчестве. А тогда я столкнулся с режиссером, не буду называть его фамилии. Не хочу. И он, чтобы разрешить одну проблему, пошел на компромисс именно по творческим делам. Я видел, что он уходит от меня не как от человека, а как от актера. А я был молодой, горячий. Пошел и положил заявление об уходе. С одной стороны, не жалею об этом поступке. В какой-то мере я ему урок преподал. Пять месяцев работал на тракторном заводе. А когда увольнялся, мастер цеха мне сказал: "Алексей, я на своем веку повидал многих рабочих, но такого, как вы, у меня не было". До сих пор вспоминаю эти слова. Я люблю физически работать. Все привыкли, если артист – значит, ничего делать не умеет. Я все умею. Вот дачу сам построил.
Долго строили?
Восемь лет. Сначала все началось с простого – построю, думаю, терраску. И пошло-поехало. Действительно, мужчина должен построить дом, посадить дерево, родить сына… Смотришь на этот дом:
елы-палы, это же я сам сделал! Знаете, в этом есть хороший, здоровый кайф.
Алексей Иванович, а как вы думаете, почему ваш генерал Иволгин так пришелся ко двору? И вообще, героев этого фильма зрители любят так же, как героев фильмов Гайдая. Получается, Иволгин – наш национальный герой?
Я об этом думал. А что больше всего поражает – я так популярен среди молодежи! Ладно, старшее или среднее поколение, но молодежь?! Наверное, каждое время приносит своих героев. Может быть, наша эпопея в какой-то степени сменила фильмы Гайдая. Не знаю. Может, Иволгин и есть наш национальный герой. Судя по восприятию зрителей, получается, что это так.
А в жизни вам встречались такие генералы?
Да. У меня масса знакомых генералов. Один мне даже сказал: "Алексей Иванович, если бы вы не ушли из армии, то, точно, дослужились бы до генерала". Если в компании есть кто-то из военнослужащих, то подходят: "Товарищ генерал, разрешите представиться, генерал такой-то". С одной стороны, мне как актеру приятно, но, с другой стороны, я понимаю, что я не генерал, а старший сержант запаса.
А если честно, Иволгин и его ипостаси вам надоели, или это слишком верный кусок хлеба, чтобы его терять?
Я давно сказал, что генерала играю только у Рогожкина. Мы вместе начинали эту эпопею, что же я его бросать буду?
А чем вы так были беспросветно заняты, что вас так долго невозможно было застать дома?
Сначала были гастроли на Дальнем Востоке, потом я уехал в Израиль с концертами и пробыл там почти месяц. В Израиле было двадцать градусов тепла, ходишь в рубашке с короткими рукавами и вдруг ловишь себя на мысли: "А ведь сейчас зима…"
Узнавали вас в Израиле?
Да. Порой даже казалось, что я в Москве. На концерты, в которых участвовали я, Семен Альтов, Леон Оганезов, Аркадий Арканов, собиралось большое количество публики. Я выступал не как драматический артист, а как певец и пародист.
Вы еще и пародист?
Я делаю пародии, даже не пародии, а дружеские шаржи на актеров, на политиков – Брежнева, Ельцина, Горбачева. Давно этим увлекаюсь, раньше мне говорили: "Ты что, Алексей?!" Но я не боялся, в моем репертуаре не было ничего криминального, за что можно привлечь. Просто рассказывал анекдоты в лицах. Чем еще был занят в последнее время? Я играю в спектакле "Французская мелодия", был очень жесткий график моего ввода в этот спектакль, за десять дней нужно было выучить пятьдесят страниц текста. И не просто его пересказать, а сыграть! Интересная работа, я там и танцую, и пою.
Тембр вашего голоса напоминает Высоцкого. Вам не доводилось встречаться с Владимиром Семеновичем?
Было шапочное знакомство. Мы сидели на "Ленфильме", в кафе. И подошла ассистентка с Высоцким. Подошел: "Здрасте". – "Здрасте". Посидели пять минут, он выпил кофе и ушел. Я очень люблю Высоцкого. А про тембр голоса… Когда Геннадий Полока восстанавливал фильм "Интервенция", который пролежал двадцать лет на полке, Высоцкого уже не было, и меня просили озвучить некоторые его фразы. Мы все записали, и Полока даже не мог отличить, где я говорю, а где Высоцкий. Потом мне ассистентка Станислава Говорухина рассказала, что во время озвучания фильма "Место встречи изменить нельзя" Высоцкий уезжал с Мариной Влади куда-то отдыхать. И меня искали для озвучания роли Жеглова, а я тогда снимался в каком-то фильме.
Весной вышел ваш первый компакт-диск…
Да. А сейчас второй выходит, четырнадцать песен. Я редко хвалю себя, но кое-какие песни, мне кажется, получились удачно. Просто они специально на меня были написаны. На мой характер, на мою основу. Анатолий Поперечный написал стихи, а композитор Евгений Бедненко – музыку. Меня сейчас часто спрашивают, почему вдруг я запел? А я пою давно, еще со школы. Тогда мода была на бардов, на "Битлз". Помню, мы с пацанами сидели вечерами на лавочках, на гитарах бренчали, пели "Битлз", чем сводили с ума окружающих. Жители соседних домов не очень радовались нашему пению.
Группу свою не хотели создать?
Нет. Может, просто рядом не было человека, который бы направил… У нас в семье к искусству никто не имел отношения. Я самоучка, все на слух. Мой первый музыкальный инструмент – гармонь. А вообще,
я раньше часто в спектаклях пел. Как-то даже в качестве композитора выступил. Ну, композитор – это громко сказано, просто я как-то работал в театре в Караганде, и там к Новому году ставили детскую пьесу в стихах. Директор театра предложил мне написать музыку на эти стихи. Я сидел, что-то наигрывал, придумывал, а профессионал записывал на ноты, делал аранжировку. Ох уж эти новогодние спектакли! Когда вывешивали распределение ролей, актеры бросались смотреть список с надеждой, что их не заняли. Ведь елки! Это же единственный заработок, на него можно было костюмчик, например, купить. Я тоже бегал по елкам, Деда Мороза играл. Денег-то совсем не было.
Один философ сказал, что денежные затруднения – это единственное, что отличает животное от человека.
Да уж. Помню момент, когда я ушел из театра и начал сниматься. У меня не было в кармане даже пяти копеек на метро. Мне друзья давали тридцать копеек, чтобы я мог доехать до киностудии. Я даже не мог купить чашку кофе – она стоила пятнадцать копеек. Ушел из рязанского театра в никуда, поехал сниматься в Ленинград. Денег не было, прописки не было, ночевал на вокзалах. Милиция меня сначала за бомжа принимала, потом мой первый фильм вышел, они узнавать начали. Милиционеры даже предлагали мне какую-то дешевую гостиницу, а я отвечал: "Пошел бы с удовольствием, но денег нет". Так что с милицией я дружил, как в аэропорту, так и на вокзале.
А не хотелось в такие моменты все бросить и заняться чем-то другим? Вы завидовали другим актерам, к которым быстро пришел успех?
Я могу сказать, что я счастливый человек. Никогда никому не завидовал. Зависть мешает человеку, его движению в своей перспективе. Человек разменивается, когда хочет догнать и перегнать. Начинается не жизнь, а соревнование…
Денис Евстигнеев говорил, что если у него что-то не получается, то он ложится на диван и ничего не делает, и все складывается само собой. А как действуете вы, когда происходит сбой в системе?
У каждого своя кухня. Когда я получал роль, меня охватывал азарт, я начинал думать, фантазировать, а потом наступал момент, когда я ненавидел роль. Это начиналось примерно после недели работы над ней. Я просто бросал все и не подходил к сценарию несколько дней. А потом щелчок, что-то происходит, едешь в троллейбусе и вдруг начинаешь говорить текст. Потом приходишь в себя, видишь, что люди на тебя смотрят как на больного… И как-то постепенно приходит понимание роли. Ты открываешь сценарий, и перед тобой возникает грим, характер…
А если говорить не о творчестве, а о жизни?
Нет, я не ломлюсь в закрытые двери. Грубо говоря, если я встречаю препятствие на своем пути, то я его обхожу, а не бьюсь в истерике лбом об стенку.
После всех ваших мытарств по разным городам и общагам, наверное, сейчас семья для вас – самое главное?
Сейчас у меня есть тыл. У меня есть куда отступить, куда вернуться. Я знаю, что могу сделать паузу, что у меня все хорошо, а раньше… Две, а то и три четверти жизни я прожил в общежитии. Минск, Рязань, Томск, Караганда, Питер… Питер – это альма-матер моей кинематографической деятельности. Там я начал сниматься, большинство моих фильмов были сделаны на "Ленфильме"…
Своей первой жене вы оставили и квартиру, и все вещи, а сами ушли практически в никуда. По-вашему, именно так должен поступать настоящий мужчина – независимо от того, как вела себя женщина?
Я в этом убежден. Мужчина должен до конца оставаться мужчиной, независимо от того, как расстается с женой. Женщина все-таки не может получить квартиру, заработать такие деньги, как мужчина… Хотя у нас, в России, некоторые женщины любому мужику могут фору дать.
Помните, герой фильма "Москва слезам не верит" говорил, что мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина. А если бы ваша жена зарабатывала больше, чем вы, как бы вы себя чувствовали?
Конечно, неуютно.
А на том, чтобы ваша жена не работала, вы настояли?
Скорее это мое желание. Не то чтобы она горела желанием работать, а я запрещал. Просто был такой момент, когда ей не по душе была работа и нужна была пауза. А потом, когда она собиралась устраиваться снова на работу, я спросил: "Тебе очень хочется?" Она пожала плечами. Я ответил: "Сиди пока дома, а там посмотрим". У нас с женой все так спокойно развивалось, не было бурных встреч, страстей, романов. Мы так легко сошлись. Я был одинок, она тоже… Хотя я даже люблю одиночество. Человек должен время от времени быть один, чтобы привести в порядок свои мысли.
Ваш земляк Михаил Евдокимов очень смешно рассказывает о реакции односельчан на его успех. А вы часто бываете на родной сторонке?
К сожалению, мало бываю. Времени совсем нет. Но я люблю туда приезжать. Брат мой двоюродный там живет. Вот он звонит мне: "Алексей, давай, приезжай, а то замучили совсем. Говорят: "Что же это наш земляк не приезжает? Зазнался, наверное?" Односельчане мои гордятся, всем рассказывают, что Булдаков их земляк. И как только какая передача со мной, все брату звонят: "Ты смотришь телевизор? Давай, включай, брата смотри!" Когда приезжаю, конечно, стол собираем. Там же полдеревни родни, все приходят.
Обычно выбившиеся в люди земляки поддерживают друг друга…
Редко мы видимся, а как встретимся, не успеваем друг другу новости пересказать. Миша Евдокимов меня тут в свою программу "С легким паром!" приглашал, а у меня со временем ну никак. Встретились с ним в Израиле, он туда с передачей "Аншлаг, аншлаг!" приехал. Я переживал: вдруг он обиделся? А Миша говорит: "Нет, все нормально, я все понимаю". Да приду я к нему! Посидим, анекдоты порассказываем.
И вас не раздражают журналисты, заставляющие рассказывать анекдоты и произносить любимые тосты из интервью в интервью?
Сначала приятно было, потом начало раздражать. А сейчас наступил такой момент, когда я понял, что никуда от этого не денусь. Ну, пришелся и мой характер, и я как актер ко двору. Я прекрасно знал Александра Демьяненко. Это был замечательный, глубокий артист. А для народа – ну Шурик, и все. Мы снимались вместе, шли по городу, и все: "О, Шурик!" Он жутко обижался. А Анатолий Кузнецов! Идем с ним по Астрахани, а прохожие нам вслед: "О, белое солнце пустыни пошло". Ну, что делать? И я понял, что никуда от генеральского образа не сбегу. Хотя вот и спектакль играю, и пою, и роли разные вроде.
В компаниях вам не приходится исполнять роль тамады?
Если сижу в компании близких друзей, то в этом надобности нет. А когда просто большое застолье, то, естественно, все ждут тостов, баек, и я вынужден брать на себя инициативу. Но от этого так устаешь, как будто спектакль отыграл.
А вам не хочется порой выглядеть нервным и избалованным, чтобы все с вами носились, смотрели в рот?
Нет. Зачем? Весь такой в славе, весь нервный… Нет, это не мое.
Как вы относитесь к тому, что в 1998 году на прилавках появилась водка, на этикетке которой были изображены вы?
Нормально. Правда, когда позвонили, я как-то напрягся. Я вообще к рекламе не очень хорошо отношусь. Снялся только в рекламе колбасы "Кампомос" с Садальским. Но там сюжет такой забавный был, как в детективном фильме. Я играл милиционера, а Садальский бандита. А вообще, что мне только не предлагали рекламировать – и масло, и помидоры… Говорю: пишите сценарий, если интересно – соглашусь, а так просто сидеть с куском колбасы и говорить: "Вкусная колбаса за 2.80, во!"… Я категорически против этого. Что касается "Тиккурилы", то никакого отношения к этому я не имею. Меня уже задолбали с этой "Тиккурилой". Я даже звонил в эту фирму, а мне ответили: "Алексей Иванович, мы у директора киностудии "Ленфильм" купили права". Что тут скажешь?
У вас наверняка много племянников и племянниц. Никто из них, глядя на вас, не говорил: "Дядя Леша, хочу тоже артистом быть"?
Нет. А если б сказали, я бы рассоветовал. Профессия актера очень жестокая. Тем более в наше время. Искусство делают личности, оно серости не терпит. Я служил в четырех провинциальных театрах, там прекрасные артисты. Прекрасные! Но я знаю массу трагедий, ведь нереализованность озлобляет. Тяжело сказать себе правду, даже когда ты остаешься один на один с подушкой. Как сказать себе, что ты занимаешься не своим делом? Артисты – народ ранимый, как дети. Отними у ребенка игрушку, и все: слезы, крик. И артисты такие же. Мы взрослые дети. Но я знаю людей, которые смогли сказать себе правду, это мои приятели, и я ими горжусь.