21 февраля в онлайн-кинотеатре KION вышел фильм «Мой легионер» — антимилитаристская картина француженки Рашель Лэнг о том как солдатам не всегда удается совмещать службу и жизнь на гражданке. Главные роли в картине исполнили Луи Гаррель и наш соотечественник Александр Кузнецов, который успел поработать на одной площадке со знаковыми российскими режиссерами — Кириллом Серебренниковым, Кириллом Соколовым, Александром Горчилиным, Григорием Константинопольским — и уже в этом году появится в продолжении «Фантастических тварей».
В середине июля 2021 года мы поговорили с Александром на следующий день после премьеры картины «Мой легионер» в программе «Двухнедельник режиссеров» на Каннском кинофестивале. Александр рассказал Film.ru о военной подготовке легионеров, обучении французскому языку в стрессовых условиях и о том, что такое дом для актера, который снимается в проектах по всему миру.
Конечно. Это абсолютный шедевр. Не такой эмоциональный, как «Лето», поэтому и восприняли его французы чуть более сложно, на мой вкус. Но намного выше по уровню, чем «Лето», в плане мастерства.
Нет, мастерства во всех смыслах. Это уже другой уровень, это новое кино, кино будущего. Единственное, что оно просто настолько сложное, что эмоции доходят через какое-то время, а не сразу. «Лето» сразу же бьет в тебя, «Купе номер 6» сразу же бьет в тебя, а это такой фильм, что ты заплачешь или засмеешься еще через месяц.
Вы чувствуете себя здесь частью какой команды? Вы приехали на фестиваль с фильмом «Мой легионер», где-то рядом съемочная группа Серебренникова и остальная русская делегация. Кто вам сегодня ближе?
Мне вообще все равно. Нет никакого разделения внутри. Официально я, естественно, приехал от французской стороны, но присутствие здесь Hype Production и русских ребят очень важно для меня. Hype и продюсеры вчера пришли на премьеру «Моего легионера» и очень сильно меня поддержали — это неотъемлемая часть пребывания здесь. Если бы я был только с французами, были бы, наверное, совершенно другие эмоции. И поэтому я не могу сказать, что как-то определяю сторону для себя. Нет, я просто здесь. Это моя философия — всю жизнь была и остается. Совершенно все равно, кто из какой страны, откуда я.
Нет, его нет и никогда не было. Есть места, где мне более комфортно. Конкретно это Кэмден-Таун в Лондоне, я там провел последний год. Я ощущаю домом то место, где я наибольшее количество времени провожу в сознательном состоянии. (Смеется.) Не в смысле трезвым, а как бы здесь и сейчас. И это не имеет значения, где это будет — на острове Корсика во время съемок или… в машине своей. В своей бэхе я чувствую себя как дома. Как ни странно, только садясь в свою тачку, я чувствую, что вот это — да, мой compartment (купе — прим. ред.).
Нет-нет, это философия того, что я люблю ехать все время. Я люблю находиться в своем космическом корабле, как Хан Соло в своем «Тысячелетнем Соколе». Ну да, наверное, я только сейчас это для себя сформулировал, я ощущаю себя по жизни Ханом Соло. Чувствую себя контрабандистом, работающим на ту сторону, которая больше заплатит, и ту, у которой фильм интереснее. (Смеется.) Живу с ощущением того, что я все время летаю на «Тысячелетнем Соколе», который старый и весь разваливается, но уникальный и все равно самый быстрый корабль.
Чуи? Да, Сергей Гилёв, мой друг, актер. Подающий надежды немолодой артист. (Смеётся)
(Смотрит на диктофон на столе) Мне нравится, что дорожка нашего интервью у вас на диктофоне называется «Питьевой фонтан 2».
Луи, значит, первый питьевой фонтан, а я второй. Умоляю, оставьте это в интервью и назовите его так.
Как вы могли обратить внимание, фильм очень математический. То есть, в отличие от большинства фильмов о войне, где все-таки стараются передавать эмоцию, в «Легионере» Рашель (Рэйчел Лэнг — постановщица картины — прим. ред.) оставляет эмоции очень-очень скрытыми, не выпуклыми, не педалирует их. Это вот такой film militaire (фр.: военный фильм — прим. ред.). Едут БТР, едут хамеры, невероятно сложные переговоры на военном французском могут длиться по 10 минут — конечно, чтобы все это сделать, требуется огромная подготовка. Эмоция — это естественно суть всего, но чтобы она родилась настоящей, все эти БТР, песок, казармы должны быть тоже настоящими и точными. Иначе это киноцирк.
Да. И впервые, наверное, за все свои фильмы не я настаивал, как это обычно в России бывает, на том, чтобы у нас была мощная актерская подготовка на препродакшене. Просто это была норма. Было распланировано расписание, забронированы билеты: Александр, вы летите в марте туда-то, туда-то.
Мы прилетаем в Тулузу с десятью офицерами Французского легиона, с самими легионерами. Всех нас заселяют в хлев, офицеры живут отдельно в офицерском домике, где тепло и куча еды. У нас же выломаны двери, закрыть их нельзя, на улице —2 ℃. Специально. Это нужно для обучения. У тебя один сухпаек на сутки, бег в 4 утра 10 км с огромными рюкзаками и прочие экстремальные штуки, и на фоне всего этого постоянно идет еще теория на французском. То есть урок радиокоммуникации, урок первой медицинской помощи и второй, и третьей, и пятой медицинской помощи… Короче, все ситуации, которые могут произойти на войне, мы проходили и в теории, и на практике со всеми этими офицерами, которые, максимально любя, издевались над нами как могли. Мы таскали шины от грузовиков, загружали кирпичи в сумки, все как надо.
Я не говорил тогда по-французски вообще, вот буквально ни одного слова не знал. Это было прекрасно, потому что в какой-то момент я уже… мне уже хотелось расплакаться, я был очень злой. Они вообще не говорят по-английски. Все наши офицеры. Один говорил немножко, а так только Рашель чуть-чуть и Луи. Все, все остальные просто ни *** (вообще) не говорят по-английски. Еще и нельзя. В легионе нельзя говорить ни на каком другом языке, кроме французского. Если ты будешь говорить не по-французски, тебя накажут офицеры, причем серьезно.
Пока мы жили в этом хлеву, я, как мог, французский учил интуитивно, в стресс-режиме. Просто на меня кричит офицер, а я пытаюсь дедуктивным способом понять из этого, что я правильно сделал, что неправильно. Как называется то, это, как «вверх», как «вниз», как «отжаться», как «пробежаться». Это все учишь, пока на тебя кричат. И это прекрасно. Потому что этот фильм по-другому было не сделать.
И вот это все, естественно, дало ощущение, которое в фильме есть на 100% — я посмотрел и за это абсолютно спокоен. Когда что-то на экране происходит, какие-либо физические действия, ты веришь в них. Я даже сам себе там верю! В первый раз за все свои фильмы. Именно как физически я это сделал. Но это все было достигнуто исключительно адом на подготовке. Без него, просто смотря видео на Ютубе и читая книжки, этого не получишь.
Фильм абсолютно antimilitaire, понятное дело.
В этом и парадокс: я ношу до сих пор свой жетон, это из фильма штука. До сих пор ношу. Парадоксально, но все наоборот. Я всегда был очень антивоенным человеком. Крайне антимилитаристским, я ненавидел это все. Но здесь наоборот, после этого фильма я легион воспринимаю как семью. Хотя, опять же, я провел там не пять лет, а только пять месяцев, но там настолько больше, чем просто армия. По фильму же видно, что они не сумасшедшие. Почему они столько в легионе находят, что бегут от своей собственной жизни и не могут даже к жене проявить никаких эмоций, которых на самом деле очень много внутри.
В этом и суть этих двух пар: название «Мой легионер» как раз о моем персонаже. Я играю классическое — видимо, классическое — женское представление о легионере, а герой Луи — рефлексирующий, он пытался выйти из этого порочного круга. И мы, опять же, по фильму не до конца понимаем, вышел он или нет.
А в образе Влада мы видим абсолютно травмированного чувака, который не может даже просто сказать, что он чувствует, своему близкому человеку, которому очень плохо от этого. Я понимаю это прекрасно, я почти такой же, но я с этим борюсь в виде того, что я стал актером и свои чувства через кино, например, передаю. Но, в принципе, в жизни я не слишком далек от этого Влада, поэтому, наверное, на данный момент из 36 проектов, которые у меня были в жизни, это самая для меня роль… Самая дорогая. Я не могу сказать, что самая лучшая — это не мне судить, — но точно самая близкая. Этот фильм у меня ком в горле вызывает все время, даже на начальных титрах вчера уже были слезы на глазах. По большей части из-за Ины-Марии (актриса Ина-Мария Бартайте, сыгравшая экранную жену Александра Кузнецова, погибла в начале 2021 года — прим. ред.).
И почему я считаю, что это все-таки кино действительно хорошее, несмотря на разные детали, которые могут нравиться не нравиться, — может не нравиться стиль, все что угодно, но это абсолютно душераздирающее кино про огромнейшую проблему патриархального мира.
И патриархат убивает, и матриархат, и все что угодно убивает, что находится в доминировании.
Желание доминировать — это страх быть спокойным, гибким и открытым. Страх меняться и развиваться. А это как бы неизбежное условие нормального общения с другим человеком. Искренне выражать эмоции, страхи и желания и найти тот ключ, в котором это естественно будет у тебя происходить. Если этого не случится — от тебя рано или поздно все уйдут, а потом ты загрустишь и погибнешь. Вот, собственно, и всё. Я боюсь это довольно частая формула состояния души военных людей.
Я бы «считал разлуку» арахисовыми тортами из IKEA, знаете? На «Д» как-то. Вкусный *** (очень).
Смотрите фильм «Мой Легионер» в онлайн-кинотеатре KION.