Яркая и самобытная комедия, показанная на Каннском кинофестивале.
Что такое любовь? Если взять в качестве руководства вкладыши от жвачки Love is…, то любовь — это бесконечный список разных милых деталей. Быть рядом, когда все плохо; поддерживать любые начинания; встречать после работы; уметь слушать и задавать вопросы, когда партнер делится чем-то важным. Но в таких романтичных изображениях редко можно встретить обратную сторону любви — зачастую чувство приносит не только радость, но и большую муку. Оно может быть невзаимным, порицаемым или невозможным из-за расстояния. Любовь может быть разной.
Новый фильм квебекской постановщицы Моньи Шокри, наиболее известной по роли в фильме Ксавье Долана «Воображаемая любовь» (и тут не обошлось без любви!), начинается с застолья. Главная героиня, профессорка философии София (Мэгали Лепин Блондо), и ее муж Ксавье (Фрэнсис-Уильям Реом) сидят напротив пары близких друзей. Они шутят, обсуждают Жан-Жака Руссо, политический строй и размышляют о роли человека во вселенной. По дороге домой София и Ксавье обмениваются мнениями о личной жизни друзей — вроде все в порядке, но, кажется, пара слишком часто ругается. София отмечает, что на каждую хорошую ссору приходится одна бурная ночь, которая все окупает, но Ксавье не согласен — по его мнению, гораздо лучше, когда муж и жена живут в согласии, даже если при этом спят в разных кроватях. Несколько минут спустя герои заходят в дом, расходятся по комнатам и выключают свет.
София и Ксавье любят друг друга, но совершенно по-разному видят идеальный брак, поэтому нет ничего удивительного в том, что приближающаяся встреча Софии с разнорабочим Сильвеном (Пьер-Ив Кардинал) внесет смуту в многолетние отношения героев. Почувствовав в новом знакомом давно забытую страсть, София отбрасывает сомнения и решает довериться спонтанному чувству. Она еще не знает, как описать то, что ощущает. Если это любовь, то что же происходит между ней и Ксавье?
В окружении Софии нет людей без высшего образования, ее друзья изучают искусство и проводят бранчи в картинных галереях, а внимание Сильвена сосредоточено на работе руками. Он без проблем отремонтирует вышедшую из строя технику, вставит окно или заменит паркет, но едва ли поймет, в чем разница между Бодлером и Малларме (на одном из свиданий Сильвен и вовсе вместо поэзии цитирует популярного французского певца Мишеля Сарду). Любовь пролезла без билета, забралась в самый темный угол, вооружилась попкорном и заняла выжидательную позицию. Когда секс заканчивается, наступает время для вербального общения, и тут возникают первые ссоры. Сильвену не нравится снисходительный тон, которым София к нему обращается, а Софию раздражает чрезмерная ревность возлюбленного и его неготовность разделять интересы. Здесь может показаться, что фильм Шокри наглядно демонстрирует невозможность отношений между людьми из разных социальных слоев. Но не все так просто.
Когда главная героиня пытается исправить положение и вернуться к мужу, становится ясно, что и эти отношения вовсе не вакцина от несчастья. С Ксавье всегда есть о чем поговорить, его красноречию можно позавидовать, а общие интересы делают поле для дискуссий безграничным. Но в обсуждении любимых авторитарных лидеров нет страсти — точнее, эта страсть совсем не похожа на то, что возникает между Софией и Сильвеном.
Любовь — своевольная шутница, закидывающая семена куда захочет. Такова ее природа. Складывается впечатление, что Монья Шокри прекрасно знает, о чем говорит. Будучи не только постановщицей, но и авторкой сценария, Шокри соблюдает идеальную пропорцию между визуальной и аудиальной составляющими фильма — на каждую панораму осеннего Монреаля приходится не менее прекрасный диалог, наполненный по-настоящему смешными шутками и живыми фразами. «Природа любви» с первых кадров захватывает внимание и не отпускает до самого финала, который, кстати, для каждого будет своим. Кто-то увидит в падающем снеге тоску и безысходность, а кто-то — долгожданное освобождение и надежду на лучшую жизнь, которая вот-вот настанет.
На потрясающую главную героиню хочется смотреть, не отрываясь, настолько она естествена на экране. И как всё-таки Любовь преображает женщину! Даже если это любовь к мужчине, который стоит гораздо ниже её на ступенях интеллекта и харизмы.
Мне кажется, я не раз пересмотрю этот фильм в поисках нюанс...ов, и всем рекомендую его для вдумчивого неспешного просмотра