Накануне празднования 100-летия российского кино, которое пройдет 21 ноября в "Октябре", мы вспомнили виновника торжества -- первый российский фильм "Понизовая вольница".
Фильм «Понизовая вольница» (1908) ("Стенька Разин") был впервые показан в октябре 1908 года, и с его премьеры идет отсчет истории российского художественного кинематографа. До этого в России снимали научно-популярные фильмы и хронику, а к игровому кино только примеривались.
Появлению "Вольницы" мы обязаны главному российскому авантюристу начала ХХ века, Александру Дранкову, ставшему продюсером и оператором картины. Дранков – личность легендарная, один из первых российских папарацци, "Поставщик Двора Его Императорского Величества", парламентский корреспондент английской "Таймс", хроникер, снявший скрытой камерой (через прорезь в двери туалета) Льва Толстого. Он занимался фотографией, съемками хроникальных фильмов, рекламой.
"Понизовая вольница" – экранизация фрагмента "исторической былины" Василия Гончарова. Режиссером картины стал Владимир Ромашков, а роли исполнили актеры из труппы Петербургского народного дома. Оперные костюмы они взяли напрокат. Перед премьерой "Вольницы" Дранков объявил: "Я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом исполнении, так и в самой обстановке пьесы и ее исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре". Считается, что именно Дранков придумал рисовать на афишах сцены из своих фильмов: Стенька Разин на афише "Вольницы" (работы художника Поля Ассатурова) держит княжну над головой. В фильме, кстати, княжну в момент броска подменяли манекеном.
Сегодня этот фильм 1908 года смотрится даже не как клип на песню "Из-за острова на стрежень", хотя челны выплывают, Стенька Разин машет руками, волна набегает, а княжна летит в воду. Живые картины, наивная, смешная постановка: все сцены в лесу сняты с одной точки (только после разгулявшейся Стенькиной ревности камера приближается к героям), массовка беспорядочно повторяет одни и те же движения, Стенька с княжной теряются среди нервных актеров. Все равно – чудо.
Вообще, конечно, "Стеньку Разина" хорошо бы переснимать хотя бы раз в несколько десятков лет, просто чтобы понимать, куда движется кинематограф. В 30-х – изобретательный монтаж буйных песен и плясок, в 60-х – нежная медлительность выброса княжны, в 90-х – разгул потертой массовки. А сегодня, наверное, можно было бы ничего в фильме Дранкова и Ромашкова не менять, разве что подложить современный саундтрек и добавить пару крупных планов. Виньетки, тексты в дореформенной орфографии, заполошная массовка, трагический герой, – все на месте, все так, как сегодня модно.
Посмотреть "Понизовую вольницу" можно здесь: