В последние дни уходящего года принято подводить итоги, но чтобы раньше времени не открывать подарки, предлагаем для начала поговорить о той компании, для которой год 2013-й стал последним в истории
История взлета и падения компании FilmDistrict неразрывно связана с тем бумом интеллектуального драматического кино, который испытывала мировая киноиндустрия на рубеже веков. К началу XXI века каждая из студий-мейджоров имела свое подразделение, с разной степенью самостоятельности специализирующееся на производстве и прокате артхаусных проектов, – Paramount поддерживала на плаву Vantage, Disney «подкармливала» Miramax, а Warner Bros. содержала Warner Independent Pictures. Однако, как ни удивительно, гигантские мегакорпорации пасовали перед непростой задачей раскрутки и продвижения независимых низкобюджетных картин. Маркетинговые и рекламные ходы, принятые в мире блокбастеров и среднебюджетных фильмов, на артхаус не распространяются, а потому постепенно большая часть из шестерки главных игроков на рынке мировой киноиндустрии от своих «пятых колес» либо избавились, либо реформировали в мелкие отделы с четырьмя рабочими столами.
Уход с «поляны» мейджоров вовсе не означал, что независимое кино зачахнет, наоборот, как грибы после дождя расплодились небольшие продюсерские компании, совмещающие производство, финансирование и дистрибуцию артхаусных картин и жанровых нишевых фильмов, не требующих стомиллионных вложений. Одним из таких дерзких новичков стала FilmDistrict – скромная независимая кинокомпания из Лос-Анджелеса.
Основой FilmDistrict стал триумвират людей, в киномире довольно известных. С одной стороны, новой компании оказал поддержку знаменитый британский продюсер Грэм Кинг, кавалер Ордена Британской империи, давний соратник Мартина Скорсезе. В 2007 году Кинг получил «Оскар» как продюсер «Отступников», а кроме того, у него был опыт запуска независимой компании GK Films, о которой мы наверняка еще расскажем. Со второй стороны, новое предприятие поддержал известный инвестор, филантроп, продюсер Тим Хэдингтон. Этот человек сколотил состояние в нефтяном бизнесе, а на кинематограф как объект инвестиций обратил внимание лишь в конце 2000-х. Третьей стороной концессии стал талантливый менеджер и продавец «от бога» Питер Шлессель, хлебнувший опыта съемок и раскрутки независимых фильмов, помотавшись из студии в студию.
Троица объединилась, преследуя три цели. Во-первых, компания выступила прокатчиком фильмов студии GK Films в Соединенных Штатах. Во-вторых, FilmDistrict взяла на себя распространение некоторых фильмов, произведенных в недрах Sony Pictures. А третьим направлением стала перспективная сделка с набирающим мощь сервисом Netflix, предоставляющим услугу платных показов видео через домашний телевизор. Контракты по этим трем направлениям были подписаны в конце 2010 года, отсюда и начинается короткая, но яркая история FilmDistrict.
Первыми же своими шагами новая компания заявила о себе во весь голос. Для начала FilmDistrict перехватила права на распространение хоррора «Астрал» на территории Штатов. Картина, которая обошлась создателям в полтора миллиона долларов, в мировом прокате едва не дотянула до сотни миллионов кассовых сборов. Да, FilmDistrict выступила лишь прокатчиком, но 54 миллиона в одних только США – доброе начало. Недолго почивая на лаврах, компания делает новое вложение в прокат, финансирование направлено продюсерскому проекту Гильермо дель Торо «Не бойся темноты». Стоившая существенно дороже картина едва окупила бюджет, но при этом многому научила Шлесселя – он твердо решает, что FilmDistrict не должна ограничиваться одним жанром. В компании очень скоро собирается мощная команда профессионалов, предлагающих индивидуальный подход для самых разных картин, которые FilmDistrict берется прокатывать в США.
В результате работы FilmDistrict боевик «Драйв» собирает в Северной Америке 35 миллионов, драма «Серфер души» – 43 миллиона, фантастическая мелодрама «Безопасность не гарантируется» – 4 миллиона. Но не обошлось и без потерь – неудачами завершился прокат на американских территориях «Ромового дневника», «В краю крови и меда» и «Напролом», имена Джонни Деппа, Анджелины Джоли и Люка Бессона не помогли этим фильмам даже отбить прокат. Провал последнего релиза, впрочем, лежит не только на FilmDistrict, компаньоном Шлесселя в этом случае выступила Open Road Films. Вину за неудачи компания может разделить со своими содистрибьюторами и за «Неуловимых» с «Мужчиной нарасхват», обе картины в американском прокате недобрали.
Поддержать заметно спадающие штаны удалось в конце 2012 – начале 2013 годов. Наконец-то сработали ставки, сделанные «вдолгую», – пятикратно окупил бюджет фантастический триллер «Петля времени», права на прокат которого FilmDistrict приобрела еще на этапе сценария, и такой же навар дал ремейк «Зловещих мертвецов», на котором FilmDistrict выступила полноценным партнером в создании ленты. Еще одним проектом, в который компания погрузилась по полной программе, стало продолжение дебютного для FilmDistrict фильма – «Астрал: Глава 2». Успех сиквела компенсировал издержки от неудачи дистрибуции боевиков «Паркер» и «Одним меньше».
Каким бы шатким ни было положение FilmDistrict к середине 2013 года, кончины компании никто не ожидал. Поводом для сворачивания деятельности послужило то, что все три основателя FilmDistrict покинули свое детище: Кинг и Хэдингтон чуть раньше, Шлессель же получил предложение от Universal возглавить их «отдел независимых фильмов» – Focus Features, с собой Шлессель забирает и ведущих специалистов FilmDistrict. Последнюю запись в историю компании еще только предстоит занести – в 2013 году под титром «FilmDistrict представляет» вышли «Падение Олимпа» и «Олдбой», ждет своего часа «Оборотень» (у нас он выходит только в феврале), а финальную черту подведут «Помпеи»
С уходом FilmDistrict «бездомными» остались хоррор «Последнее слово», комедия «Блондинка в эфире» и приключенческие «Арабские ночи». Однако это фильмы, работа над которыми давно кипит, и они непременно будут закончены. А вот заменит ли кто-то «павшего бойца» на поле схватки коммерческого кино с независимым – сказать можно будет только через год-два. Отчаиваться и терять надежду не стоит, артхаус и инди-кино с боями сдали Дистрикт, но не проиграли всю войну!
Самые кассовые фильмы: «Петля времени», «Падение Олимпа», «Астрал: Глава 2».
Крупнейшая кассовая неудача: «В краю крови и меда».