После двухмесячного перерыва на экраны возвращаются «Ходячие мертвецы» – телесериал, чье влияние на настроения голливудских (и не только) продюсеров рядовой зритель почувствует ближе к 2013 году. Геймчейнджер, как принято говорить в таких случаях. Мы решили оценить масштабы эпидемии и рассказать, к чему следует готовиться.
Феномен «Ходячих мертвецов», посмотреть которые можно на канале Fox Crime и на сайте Foxcrimetv, кроется в известной смелости кабельной сети AMC, решившейся вывести в эфир такой нетипичный для телевидения премиум-формата материал. Канал мог позволить себе рискнуть, не сильно беспокоясь за репутацию – в активе AMC уже значилось два однозначных успеха: «Безумцы», «Во все тяжкие», а также ставший классикой канала «Монстрфест» недельный марафон фильмов ужасов, демонстрировавшихся в преддверии Хэллоуина. И все равно сомнения оставались – возможно ли появление качественного телесериала о зомби, если сам жанр предполагает нарушение всех цензорских вето? Надежда на благополучный исход событий забрезжила с приглашением в качестве шоураннера Фрэнка Дарабонта, блестяще управлявшегося с многослойными произведениями Стивена Кинга («Зеленая миля», «Побег из Шоушенка», «Мгла»). Во главе сериала – как, впрочем, и его графического первоисточника – встали не спецэффекты и грим, а драма рядовых персонажей, оказавшихся вырванными из привычных будней жуткими обстоятельствами. И именно за ними и их неразрешимыми бытовыми проблемами мы с таким интересом следим от серии к серии.
Справедливости ради стоит отметить, что драма AMC – не первый сериал о зомби. За два года до сотрудничества Роберта Киркмана и Фрэнка Дарабонта британский канал E4 выпустил «Тупик»: пятисерийную историю о разношерстных жителях реалити-шоу «Большой брат», вынужденных сплотиться ради выживания в условиях зомби-апокалипсиса.
Хорошие рейтинги и благожелательная критика, наложившиеся на небольшую революцию на книжном рынке (в апреле 2009 года издательство Quirk Books выпустило литературный мэш-ап Сета Грэма-Смита «Гордость, предубеждение и зомби», породившее волну подражаний) подтолкнули Голливуд в новом для него направлении. Прежде фильмы о восставших из мертвых были прерогативой микробюджетных компаний, а студиям-мейджорам как раз требовалось нечто на замену завершающимся «Сумеркам» и набившей оскомину вампирской истерии. В высоком стандарте, заданном «Ходящими мертвецами», большой Голливуд увидел большие возможности.
Первым на terra incognito ступит Брэд Питт. Его производственная компания Plan B Productions готовит экранизацию бестселлера Макса Брукса «Мировая война Z». События в книге разворачиваются спустя десять лет после победы над зомби-эпидемией – представитель комиссии ООН встречается с людьми, пережившими апоклипсис, и записывает их воспоминания в попытке составить максимально полную картину случившегося. Роман целиком построен на флэшбеках и для пущей зрелищности в кино этой формой нарратива пришлось пожертвовать. На экране ООНовец-Питт сам окажется в гуще событий. Режиссер с хорошим послужным списком Марк Форстер, широкой публике знакомый по «Кванту милосердия», не разменивается по пустякам и уже намекает, что выходящий в прокат в декабре 2012 года фильм станет лишь первой главой в будущей трилогии. Никогда еще ленты про зомби не снимались со стомиллионным бюджетом и звездами первой величины.
Тимур Бекмамбетов готовит собственное высказывание на тему ходячих. В продюсируемой им «Мэгги» речь пойдет о шестнадцатилетней девушке из американской глубинки, подвергшейся нападению зомби. Героиня укушена и ей предстоит крайне болезненная трансформация в нежить, но вопреки всем законам субжанра, превращение занимает целых полгода. За эти шесть месяцев Мэгги нужно проститься с семьей, любимыми и надеждами на будущее. Кресло постановщика отдано дебютанту Генри Хобсону, давно работающему на Фабрике Грез дизайнером титров. Все помнят изящное титровое решение ритчивского «Шерлока Холмса» – это как раз работа Хобсона.
Но если «Мировая война Z» ориентирована на зрителя старшего возраста (и преимущественно мужского пола), а «Мэгги» работает на инди-сцене, то что же остается девушкам? Ответ на этот вопрос дает студия Summit Entertainment, ответственная за вампирский бум. Сумеркоделы готовят романтическую драму «Наши теплые тела», в которой очередная Белла Свон крутит инфернальный роман. Только на этот раз пылким (насколько здесь вообще уместно слово пылкий) влюбленным выступает… зомби. Поначалу мертвеца просто мучают экзистенциальные угрызения совести за убиенного молодого человека, оказавшегося бойфрендом главной героини. На этой почве мертвец заводит отношения с девушкой, перерастающие в нечто большее и приводящие к началу цепной реакции среди всей зомби-популяции.
На фоне такой разгулявшейся фантазии мэтрам жанра не остается ничего иного, кроме как соответствовать. Почти полвека избегавший необходимости исследования истоков чумы, Джордж Ромеро наконец-то готовится ответить на главный вопрос. Его вкладом в зомбификацию должно стать «Вскрытие зомби: Секретные дневники» про группу ученых, проводящих аутопсию ходячих мертвецов в попытке найти первопричину эпидемии и способ борьбы с нею. В основе проекта, кстати, лежит одноименная книга Стивена Шлоцмана – медика по образованию, поэтому обоснования «зомбиизма» будут самыми научными.
Отечественные кинематографисты тоже стараются держать нос по ветру: бывшая участница дуэта «Тату» Юля Волкова возглавляет комедийную ленту «9 ½ зомби» Кирилла Кемница (тоже завязанной на любви), а Максим Суханов и ведущий передачи «Магия кино» Михаил Борзенков снимаются в полупрофессиональной «Метелице: Зиме мертвецов». Будут ли соответствовать эти попытки уровню американской зомби-экспансии – покажет время. Но с ожившими мертвецами, так или иначе, нам предстоит провести ближайшие два года. «Ходячие мертвецы» уже продлены на третий сезон, сценарий одной из серий пишут Стивен Кинг и Джо Хилл, а значит, этот разговор еще не закончен.