С одной стороны, продакт-плейсмент – весьма полезный инструмент для финансирования картины. Фильм получает дополнительные средства, а производитель – отличную площадку для промоушена своего товара
Pepsi Cola
Для продвижения напитка обычно используется старый трюк: нужно просто заставить персонажа взаимодействовать с упаковкой, и тогда зрителю это не покажется откровенной рекламой. Особенно подходят для этой цели сверхспособности: в «Человеке-пауке» персонаж Тоби Магуайра игрался с банкой Dr. Pepper, а в «Очень странных делах» Одиннадцать силой мысли расправлялась с алюминиевой продукцией Coca-Cola.
В «Мистере крутом» с Джеки Чаном поступили круче: превратили продакт-плейсмент в эффектную сцену. Грузовик Pepsi, уходя от столкновения, делает резкий поворот, и из кузова летят целые ящики с этим напитком. Банки густо усеивают асфальт, взрываются, пузырятся, шипят, а Джеки тем временем выбивает из преступника всю дурь и швыряет его лицом в алюминий. Все довольны!
iPod
Триквел культовой франшизы о марвеловском истребителе вампиров получился не таким лихим, как его предшественники (в то время как спор «Норрингтон против Дель Торо», наверное, переживет Интернет). Зато картина являет настолько инфантильный пример ничем не прикрытой рекламы, что сдержать смех весьма непросто.
Эбигейл – дочь заслуженного охотника на кровососов Эйба Уистлера – не может просто рубить вампиров на тряпки. Нужно что-то этакое, своя фишка. Поэтому персонаж Джессики Бил составляет плейлист в iTunes на PowerBook’е и загоняет его в iPod («Хардкор, трип-хоп – что там еще детишки нынче слушают?» – комментирует происходящее Райан Рейнолдс). И все это действо происходит на таких «сложных щах», словно Блэйд, Эбигейл и Ганнибал Кинг ядерную бомбу разминируют. Ну разве не прелесть?
Puma и X-Box
Картины Майкла Бея традиционно переполнены продакт-плейсментом, и «Остров» тут не исключение: Cadillac, Budweiser, Calvin Clein, MSN Search (который даже в будущем ни черта не грузит), Adidas, Nokia…
Наиболее заметна, пожалуй, реклама Puma и X-Box. Первую безо всякого стеснения вываливают зрителю на глаза в бодрящем количестве. А вот пиар игровой приставки получился более креативным: футуристический наследник «кинекта» используется для поддержания физической формы. Знать бы тогда, что будущее за VR.
Heineken
Джеймса Бонда можно считать синонимом (относительно) скрытой рекламы: Omega, Sony Ericsson, Aston Martin, Walter PPK – список почти такой же длинный, как и количество соблазненных британским агентом женщин.
Но после «Скайфолла» даже соотечественники великого шпиона задались вопросом: а не зашел ли продакт-плейсмент слишком далеко? Поводом для пересудов послужил пивоваренный бренд Heineken, который, по слухам, выложил аж 45 миллионов за рекламу в фильме. Фанаты агента 007 проклинали небеса за то, что их кумир променял классический коктейль водка-мартини на пивас. Неканонично! Несолидно! Да и масть не та! По прошествии пяти лет уже никто локти не кусает – дела прошлые, но осадок все равно остался.
Twinkies
Некоторым картинам удается элегантно и органично вплести рекламу в повествование, не заморачиваясь при этом на маскировке. Как, например, в «Зомбиленде» Рубена Фляйшера.
«Твинкиз» – это такие бисквитные пироженки с очень сладким кремом. На протяжении всего хронометража Вуди Харрельсон пытается найти себе хотя бы упаковку пирожного, но удается ему это лишь в конце. Неприкрытая реклама сластей? Разумеется. Но в контексте фильма «Твинкиз» – не просто товарный знак. Это – символ разорванного на кровавые куски и сожранного мира. У Таллахасси неплохо получается выживать в условиях зомбиапокалипсиса, однако коптить небо ему по большому счету незачем. Для него «твинкиз» – не только причина идти вперед (пока он не встретил других персонажей), но и приятные воспоминания об ушедших временах. Что-то вроде фотографий, которые некоторые носят в кошельке, только съедобные. А использование существующей марки лучше доносит месседж до зрителей: в США все знают, что такое twinkies, соответственно, и ассоциации гуще.
Сок «Добрый»
«Дозоры» Бекмамбетова не только стали самыми кассовыми картинами 2004 и 2005 годов соответственно, но и наглядно доказали, что отечественный производитель тоже может делать сцены в стиле «Братства волка». Оборотной стороной стало поистине неприличное количество продакт-плейсмента.
Один из примеров хорошей, годной рекламы содержится в «Дневном дозоре»: вонзая специальную иглу в прохожих, сын Антона Городецкого Егор выпивает их энергию с помощью сока «Злой». Название и цветовая гамма упаковки обыгрывают, понятное дело, сок «Добрый». Легко, ненавязчиво и со вкусом. К сожалению, не всем маркам повезло так же.
FedEx и Wilson
Обычно продакт-плейсментом злоупотребляют боевики, но и среди драм есть такой представитель. «Изгой» с Томом Хэнксом буквально окружен постоянными упоминаниями компаний FedEx и Wilson.
FedEx – крупная логистик-корпорация из США, сотрудником которой и является главный герой Чак Ноланд. Прежде чем попасть на проклятый остров, зрителю во всей красе демонстрируют прекрасную и слаженную работу компании. За аутентичность реквизита можно не переживать: FedEx активно сотрудничала со съемочной группой, даже задействовала исполнительного (на тот момент) директора Фреда Смита.
А мяч Wilson из простой рекламы превратился в полноценного персонажа – единственного друга Чака на необитаемом острове и героя одной из самых душераздирающих сцен фильма.
Converse
Дэл Спунер живет в мире будущего, где азимовские роботы вызывают не больше интереса, чем вендинговые автоматы в соседнем офисе. Так вот, Спунер наконец-то прикупил себе обувку: настоящие винтажные «конверсы». Нам показывают, как Дэл достает их из коробки, надевает, зашнуровывает, любуется, приговаривая, дескать, красота-то какая. В следующей сцене бабушка спрашивает, чего это он на ноги напялил. «Да это ж конверсы, – отвечает протагонист. – Модель 2004 года».
С одной стороны, обувь – одна из черт, намекающих зрителю, что Дэл – тот еще олдфаг. С другой – более таранного продакт-плейсмента и не придумаешь!
Head&Shoulders
Сложно разработать более мощный промоушен, чем тот, который замутила «Эволюция» для шампуня Head&Shoulders. Это не какой-нибудь рекламный ролик, как в «Людях в черном». И даже не шампунь, которым пользуется главный герой, а главное оружие против распоясавшейся инопланетной массы.
Выбор, конечно, неожиданный, но вполне в духе фильма, поэтому ничуточки не раздражает. Чай, не Sony Ericsson в «Казино “Рояль”», который суют в камеру по поводу и без.
Chevrolet Camaro
В 2006-м, который никто и никогда не вернет, Chevrolet решилась на очередной редизайн своей культовой модели Camaro. И нашла лучший способ продвижения машины: договорилась с Майклом Бэем! Так, Бамблби стал современным (на момент съемок) желтым «Камаро»: масл-кар покруче «жука» будет, а фильм рассчитан на подростковую аудиторию. Реклама же помогла подстегнуть интерес к будущей модели, которая вышла через три года после выпуска фильма и получила награду World Car Of The Year за лучший дизайн.