Фильм.Ру побывал на съемочной площадке антиутопии "Новая Земля", где снималась сцена авиа-побега из тюрьмы будущего. 26 жертв Марата Башарова, президент из "Пятого элемента" и самолет-мутант -- история интернациональной зоны на северном острове обещает быть суровой.
Павильон на бывшем заводе в городе Москва: сбоку кусок корабельного борта с иллюминаторами, в дальнем конце – синий экран с крестиками, на его фоне обшарпанный самолет-франкенштейн с карикатурными швами по бокам и явно не своей носовой частью, за штурвалом самолета обладатель Каннской Пальмовой ветви Константин Лавроненко, за ним Марат Башаров, рядом контуженный Владислав Абашин, а если быть точными: Жилин, Толя-слесарь и Аржанов.
Они – зеки, пытающиеся удрать на этом, самостоятельно склепанном самолете с необитаемого острова.
Режиссер-дебютант Александр Мельник заканчивает снимать антиутопию «Новая Земля» (2008). Два дня после новогодних праздников в Москве снимают финал (самолет должен взорваться), потом еще несколько дней на Мальте и все, пост-продакшн.
События этой истории разворачиваются в недалеком будущем (год 2013), правительство запускает экстремальный проект: ссылает убийц (250 человек), приговоренных к пожизненному заключению, на северный необитаемый остров. Невольные участники эксперимента скоро понимают, что еды, одежды и прочих средств поддержания жизни на всех не хватит. Дальше – побеждает сильнейший. Это если вкратце.
Про Александра Мельника известно очень мало: он в прошлом журналист (поэтому на площадке с журналистами общаться отказывается), глава группы компаний "Андреевский флаг". Собственно, кинокомпания "Андреевский флаг" и снимает "Новую Землю". Основана в 2003. В активе фильм «Маяк» (2006) и совместный с СТВ «Монгол» (2007).
Про прочих участников ленты известно куда больше, чем про дебютанта. Сценарий написал автор того же "Монгола" Ариф Алиев. Оператор-постановщик – Илья Демин, снимавший, помимо прочего, «72 метра» (2004) и «1612» (2007). В ролях, кроме Лавроненко и Башарова, Павел Сборщиков, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Жигунов и американец Томми Листер.
Говорят, все прочитали сценарий, вдохновились и потому согласись сниматься в ленте Мельника, неожиданно тяжеловесной – и по теме, и по составу съемочной группы и по бюджету (10 млн.) – для дебюта.
Возвращаясь к самой истории, первой на остров отправляют партию зеков из России, потом к ним "подселяют" американцев. Сам остров, кстати, снимали на Шпицбергене в Норвегии и на полуострове Крым в Украине.
Жилин-Лавроненко и Обезьяна-Сборщиков возглавляют своего рода противоборствующие партии. Жилин стоит за то, чтобы даже в животных условиях сохранить человеческое лицо. Что, в общем, непросто. Как поведал Абашин, на остров ссылают тех, на ком больше шести трупов. У героя Башарова, улыбчивого и, на привычный взгляд, насквозь положительного, их 26. Он, говоря об этом, хихикает, прикрывает лицо, опасаясь, что усы отвалятся. Его Толя-слесарь наказывал людей, которые плохо обращались с механизмами.
Троица улетает на самолете в попытке спасти бессмертную душу. Финал – погибнут, не погибнут – держат в тайне.
Башаров прилетел на съемки откуда-то с каникул, с юга, загорелый, красивый, жизнерадостный. После грима вышел с бородкой, обветренный, в потертой бесцветной робе. Шутливо жаловался на Арифа Алиева – дескать, то, что он там у себя дома сочинил, было очень сложно снимать, хоть все и обольщались – море, пляж.
Абашин, готовясь в гримерке, сосредоточенно пачкал ногти, а после разгуливал по площадке с залитой кровью головой и улыбался. Голова, рассказал, пострадала в сражении с американцем Томми Листером (если вспомнить здоровенного афро-американца президента Линдберга из «Пятого элемента» /Fifth Element, The/ (1997), голову становится особенно жалко).
Лавроненко, который у второго режиссера был не иначе как Константин Николаевич, с журналистами, как и Мельник, не разговаривал, был сосредоточен и молчалив, видимо, готовился пилотировать на ладан дышавший самолет.
Общие планы полета уже отсняли на натуре, на море. В Москве надо было снять только крупные: с брызгами и передачей шлема. Камеру закрепили на углу кабины. Под жаркими софитами актерам приходилось кутаться в куртки: софиты софитами, а улетают все-таки с северного острова, хоть и под присмотром бронзовых Ильичей на заводе в Москве. Иллюзию полета создавали рабочие. По команде "скорость" в пять или шесть пар рук трясли самолет за шасси и обрубок хвоста. Брызгомет обеспечивал иллюзию моря.
Утром того дня в павильоне снимали пробивание стекла иллюминатора. Лужи на полиэтилене свидетельствовали – без брызгомета тоже не обошлось. До Нового года на заводе была корабельная тюрьма – только-только разобрали.
И напоследок снова вернемся к самой истории. Зеки на острове выработали такое правило: "последний – мертвый". Актеры пояснили детали: все бегут, последнего – съедают. Кого именно, станет ясно в сентябре этого года, когда антиутопия "Новая Земля" выйдет в прокат.