А повод, действительно, радостный. Ровно 35 лет тому назад в 20-х числах февраля на экранах телевизоров состоялась премьера первого отечественного многосерийного телефильма. Это была четырехсерийная лента Сергея Колосова "Вызываем огонь на себя".
Сегодняшнему зрителю трудно себе представить тот успех, который выпал на долю этой ленты. Пустеющие улицы городов, рецензии и отклики во всех без исключения газетах – от центральных до районных, обсуждение среди друзей и домочадцев дальнейшей судьбы киногероев после очередной серии..
Уже через два с половиной месяца, в дни празднования двадцатой годовщины Победы, фильм по настояниям зрителей пришлось повторить. В это же время вышел в свет Указ о присвоении Анне Морозовой, героине ленты – ее образ на экране был воссоздан Людмилой Касаткиной – посмертно звания Героя Советского Союза. И другие персонажи фильма также были награждены орденами и медалями. Случай уникальный в истории нашего кино.
В этой уникальности – не только ответ на вопрос о феноменальном успехе во время телепремьеры. Это еще и определение пути, по которому начал свое развитие жанр в нашей стране. В отличие от зарубежной традиции "мыльных опер", основанных на придуманных историях, принципиально противоположных реальной жизни, наше многосерийное телекино начиналось с лент, рассказывающих о подлинных фактах. И еще: Колосов – а он вскоре после премьеры возглавил на "Мосфильме" телевизионное объединение, которым руководит и поныне, – в дальнейшем и в своем собственном творчестве, и в лентах своего объединения придерживался этой принципиальной линии.
Первый его сериал был посвящен событиям партизанского подполья эпохи Великой Отечественной войны, следующий – "Операция "Трест"" – раскрывал подробности акции, проведенной нашими чекистами в первые годы Советской власти. Тогда же режиссер сформулировал еще один важный для развития жанра творческий принцип. Он заявил о намерении искать стыки между складывающейся к тому времени эстетикой ТВ и образной структурой нового многосерийного жанра. "Наиболее предметной и, что особенно важно, перспективной является для меня проблема влияния специфических особенностей телевидения как средства информации и человеческого общения на фильм, предназначенный для телевизионного экрана".
В "Вызываем огонь на себя" обращает на себя внимание большое количество эпизодов, снятых в стиле кинохроники (вернее, телехроники). В "Операции "Трест"" автор пошел еще дальше. Он решил включить в телеповествование столь привычную для ТВ фигуру ведущего. По форме фильм становился телерасследованием фактов истории, проводимым, что принципиально важно, с позиций сегодняшних.
Кстати, некоторые критики, вспоминая известную ленту Ренато Кастеллани "Жизнь Леонардо", ошибочно уверяли, будто Колосов позаимствовал этот прием у своего знаменитого итальянского коллеги. На самом деле наша лента появилась на два года раньше и была "чище" по заключенному в ней творческому эксперименту. Если у Кастеллани роль Историка исполнял актер, то в качестве ведущего у Колосова выступал профессор Леонид Макарьев, который был некогда знаком с главным героем ленты чекистом Артузовым.
Не хочется верить, что страница в истории жанра перевернута окончательно. Где-то подспудно живет надежда, что Колосов – беспокойный, вечно что-то ищущий человек, тряхнет стариной и снова удивит всех нас. И правда, недавно он снова, как всегда, выступил первопроходцем. Я имею в виду "Судью в ловушке" – первый в нашем кино и ТВ фильм, сделанный с использованием виртуальной техники. Как раз в эти дни он участвует в фестивале "Литература и кино", проходящем в Гатчине.