Channel 4 предлагает то, чего мы раньше еще не видели: девушки- мусульманки играют в панк-группе.
26-летняя аспирантка по микробиологии Амина Хуссейн (Анджана Васан) живет в Лондоне и мечтает найти себе мужа. Сидя на диване между отцом и матерью, она знакомится с очередным потенциальным женихом- мусульманином. Однако, в отличие от традиционной героини, ее родители довольно европеизированные, они нисколько не давят на дочь и поощряют ее саморазвитие. Так, например, в свободное время девушка учит детей играть на гитаре, что выходит у нее весьма неплохо, ведь Амина – талантливая музыкантша. В другой части города женская мусульманская группа Lady Parts играет панк-рок. Сайра, лидер группы, считает, что им не хватает соло-гитаристки. И, как вы уже могли догадаться, обстоятельства сводят этих женщин с Аминой, у которой, кстати, сильная боязнь сцены.
В конце 1990-х – начале нулевых ролевыми моделями для миллионов девушек были Кэрри Брэдшоу или, например, Бриджит Джонс. Кому подражать тем, кто не особенно подходил под эти общепринятые рамки, было неясно, поскольку репрезентации героинь другой ориентации, цвета кожи и вероисповедания практически не было. Впрочем, все эти уже культовые женские персонажи, конечно же, совсем не о каких-либо внешних данных и условностях, а о чувстве и чувствительности, как выразилась бы королева женских историй Джейн Остин. Но все же давайте попробуем представить, что еще двадцать лет назад какая-нибудь девушка в платке ходила по улицам Лондона или любого другого западного города и не могла даже подумать, что ей, оставаясь полностью собой, можно соотносить себя с экранным героем. Благо, мы живем в 20-е годы XXI века, когда вокруг только и разговоры что об инклюзивности и столкновении культур, а на сцену могут выйти (буквально и образно) мусульманки.
Новый сериал о пяти разных девушках, играющих в панк-группе, сняла Нида Манзур, за плечами которой из малочисленных проектов выделяются разве что два эпизода «Доктора Кто». Догадаться о том, что проект создан практически новичком, довольно сложно, поскольку «Мы — Lady Parts» хоть и немного наивное, но очень лаконичное шоу с тщательно выстроенным сюжетом, в котором вопросы религии, феминизма и поиска себя сочетаются с оглушительными басами гитары и яростными ударами по барабанной установке. Манзур, выбрав короткий формат, оформляет свой рассказ в комедийную оболочку, где мусульманки, будучи глубоко верующими, могут при этом оставаться смешными и сердитыми. Их противоречия бросаются в глаза лишь в первые минуты, и то скорее из-за зрительской непривычки, ведь когда это мы в последний раз видели, как девушки в хиджабах играют рок и плюют на общественные установки? Да, пожалуй, никогда. Но это как с новыми очками или линзами: стоит их надеть, как мир кажется немного другим, но пройдет время, и ты уже перестаешь обращать внимание на какие-либо мелочи. Так и с сериалом – казалось бы, создательница подсовывает нам целый новый пласт персонажей, но со временем ты понимаешь, что все это на самом деле иллюстрация вечных историй о мечте, любви и дружбе.
Да, с одной стороны, для этих женщин музыкальная группа – шанс быть услышанными, способ заявить о себе и дать отпор женоненавистническому обществу. Амина то и дело мечется между двумя мирами: консервативной группой подруг и новыми приятельницами, открывающими ей прелести рок- н-ролла. Лучшая подруга героини считает, что ей нужно подавить в себе любовь к музыке и найти наконец подходящего мужчину. «Неужели ты думаешь, что уважающий себя мусульманин женится на тебе, если узнаёт об этом старом белом мужчине на твоей стене?» – спрашивает она Амину. На что та отвечает: «Это не белый мужчина, это Дон Маклин!» Но помимо такого серьезного вызова окружающим музыка для девушек – также возможность получить неимоверное удовольствие от такого попросту сестринского дела и веселого времяпрепровождения.
Важно отметить, что каждая из участниц группы исповедует ислам, и все, за исключением Сайры, покрывают свои головы. Девушки не сомневаются в своей вере, но они также никак не позволяют ей забирать их свободу. Режиссерка с особой нежностью изображает своих героинь на экране, каждым кадром подчеркивая их уникальность. Помимо Амины мы наблюдаем за четырьмя яркими женщинами своего времени. Эмоционально закрытая Сайра (Сара Камела Импи), которая работает в мясной лавке. Ударница Аиша (Джульетт Мотамед), по совместительству водительница Uber и квир-персона. Басистка Бисма (Фэйт Омоле) – жена и мать, пытающаяся продавать свои комиксы. Менеджерка Момтаз (Люси Шортхаус), которая помимо продвижения группы является продавцом нижнего белья.
В 2017 году актер и музыкант Риз Ахмед выступил с речью о недостаточном разнообразии в кино и важности борьбы со стереотипами о мусульманах в фильмах. И вот в 2021 году выходит «Мы – Lady parts», который без проблем проходит «тест Риза». Возможно, шестисерийный комедийный проект не делает серьезных заявлений об идентичности и полном спектре проблем, с которыми сталкивается определенный слой общества. Но этот сериал, подобно панк-треку, идет на смелый диалог со зрителем и в конечном итоге рассеивает все стереотипы, оставляя лишь клубы пара, выходящие из никаба менеджерки Lady parts, которая непрестанно курит вейп.