Ужасно красивый двухчасовой аналог футболки «Free Tibet!».
История взросления Далай-ламы XIV – с момента, как монахи «нашли» его реинкарнацию и до оккупации Тибета коммунистическим режимом Мао Цзедуна. Буддизм – не совсем та религия, которая первой приходит в голову в связи с именем Мартина Скорсезе.
«Кундун» – богатое, яркое эпическое полотно о юных годах Далай-ламы – вряд ли сильно изменил ситуацию. Сценарий Мелиссы Мэтисон, автора спилберговского «Инопланетянина», исполнен смиренного благоговения перед фигурой Далай-ламы и его деяниями (вероятно, оно и мешает Мэтисон раскрыть своего героя глубже уровня «вот какой великий очень добрый человек»). Скорсезе зачем-то перенимает этот восторженнотрепетный тон, и «Кундун» в результате не столько исследует миф о великом человеке Далайламе или пытается в нем разобраться, сколько падает этому мифу в объятия, со слезами просветления на глазах.
Видимо, к теме буддизма Скорсезе-режиссер, в чьих знаковых фильмах мощно прорезалось, в первую очередь, католическое мировосприятие, так и не смог подойти с чем-то кроме вежливой серьезности дорогого проект-менеджера, нанятого со стороны. То есть он честно старается сделать красиво и правильно, но душой за результат болеет не очень. «Кундун» в его руках – не совсем кино; скорее, набор шикарных тематических открыток, толстая красивая книжка «Тибет для чайников», с картинками. Как довольно увлекательный урок истории на тему внутреннего устройства горного края и его взаимоотношений с Китаем, «Кундун», возможно, будет небесполезен семиклассникам, проходящим соответствующую тему.
Но от режиссера, когда-то сумевшего переосмыслить не менее (а может, и более) титаническую религиозную фигуру в «Последнем искушении Христа», было бы справедливо ожидать подхода более основательного, нежели восхищенный взгляд снизу вверх на человека-легенду, бережно водруженного на пьедестал.