Кроме всех прочих достоинств жанр фильмов ужасов хорош тем, что дает авторам широчайшие возможности для воплощения на экране своих самых изощренных идей. Каждый из нас чего-то боится, а это значит, что при определенном старании за живое можно задеть любого зрителя
Внимание! Тут могут быть спойлеры.
Много ли вы можете вспомнить хорроров, которые начинаются с фирменной заставки «Компания Уолт Дисней представляет»? А такие есть! Один из примеров – подростковый мистический триллер «Лесной наблюдатель», не слишком популярный фильм, который тем не менее имеет определенное жанровое очарование. Главных героинь-сестер посещают жутковатые видения, лесная чаща манит их в свои объятия, от жуткого ощущения преследования холодеют ладони. При том что первая половина ленты по-настоящему пугает, перемахнув через «экватор», «Наблюдатель» превращается в приключенческую сказку, а после и вовсе скатывается к морализаторству, естественно, не дав в обиду никого из персонажей.
Мистический триллер «Существо» был снят до того, как студии начали злоупотреблять вступительным титром «Основано на реальных событиях», и оттого лента получала дополнительную грань леденящих душу ощущений. Картину Сидни Фьюри отличает тот факт, что противостоять героине приходится необъяснимому явлению, которому не нужны жизни, сущность питается страхом и болью женщины. Зло невидимо, но на экране почти осязаемо, и справиться с ним не может ни наука, ни религия, ни оккультизм. День за днем героиня Барбары Херши переживает боль и унижение, но при этом остается жива. Другое дело, что при возвращении к реальной основе этой истории становится не по себе – «сущность»-то никуда не делась, лишь затаилась и ждет своего часа.
Классический фильм ужасов «Полтергейст» до сих пор вызывает множество живых дискуссий о природе зла и справедливости случившегося с семьей Фрилинг. Даже в том, кто же на самом деле снимал этот фильм – Тоуб Хупер или Стивен Спилберг, – нет окончательной ясности. Но несомненно одно – в «Полтергейсте» никто не умирает. Да, здесь есть похищение и исчезновение, герои вынуждены противостоять необъяснимому, но они сохраняют жизни. Становится ли от этого фильм менее страшным? Да ничуть! Приведения и духи индейцев, стуки и шорохи, загадочные звуки и темные комнаты – «Полтергейст» сделал жанр хоррора таким, каким мы его знаем сегодня. И при этом никого не убил.
Наполненный звездами мистический триллер «Коматозники» с ходу интриговал зрителя, кого же авторы отправят умирать – Джулию Робертс, Кевина Бэйкона или Кифера Сазерленда? Джоэл Шумахер не стал убивать никого из персонажей, но разве можно сказать, что эта картина ни капельки не пугает? Герои ленты погружаются в тяжелые воспоминания, пробуждают какой-то страшный параллельный мир, который захватывает их в свои галлюциногенные сети, и мы уже готовы проститься с любым из перешедших черту докторов. Все-таки со смертью шутки плохи. Но все заканчивается сравнительно удачно – никто не умер, а герой Сазерленда так даже и до ремейка дожил.
Убедительно продуманная и лихо распространенная через Интернет мифология ведьмы из Блэр ставит нас перед фактом: Хезер, Джош и Майкл, три студента, работавшие над курсовой кинопленкой, пропали, и больше их никто никогда не видел. Однако есть версия, что троица не погибла в результате своей встречи с призраком леса, а находится у ведьмы в плену. Ну в самом деле, мы же не видим ни крови, ни мертвых тел, зритель расстается с Хезер и Майком, пока те еще стоят на своих двоих, а Джош время от времени пытается их дозваться. Да, шансов на то, что парни и девушка уцелели, немного, ведь в сиквеле никаких следов их обнаружить так и не удалось, но надежда умирает последней. Не спеши ты нас хоронить!
Формально «Другие» Алехандра Аменабара рассказывают об уже умерших людях, поэтому говорить о смерти в фильме уже несколько поздно. Главная героиня и ее дети скрываются в большом старинном особняке, где с некоторых пор начинает происходить нечто непонятное и пугающее. В итоге выясняется, что это не героиню Кидман терроризировали призраки, а она сама, давно ставшая бесплотным духом, тревожила покой новых жильцов своего дома. Хорроры о призраках с момента выхода «Других» уже никогда не будут прежними, однако жертвы для этого приносить не пришлось – все случилось без кровопролитий.
«Фото за час» Марка Романека правильнее будет отнести к триллерам, но сама изюминка сюжета заставляет испытывать зрителя подлинный ужас. Кто-то незаметный, не знакомый нам может копаться в нашей жизни, изучать фотографии, следить и даже пробираться в жилище. От такого волосы на затылке зашевелятся. Главный герой или скорее главный злодей, блистательно сыгранный Робином Уильямсом, – мастер фотографической мастерской, человек, которого мы в обыденной жизни не замечаем. А он знает наши привычки и увлечения, он следит и даже приходит в гости, когда его никто не ждет. В фильме все заканчивается хорошо – полиция нейтрализует сталкера прежде, чем тот успевает кому-то навредить, – но обычно такой финал не слишком распространен.
«Знаки» не дотягивают оригинальностью идеи до «Шестого чувства» и не так мрачны, как «Таинственный лес», но в них есть свое очарование и, конечно, свои напряженные моменты. Фильм пугает короткими, но яркими появлениями пришельцев где-то на заднем плане или в видеохронике, транслируемой по ТВ. Вместе с главными героями зрителям хочется запереться дома, надеть шапочки из фольги и ожидать избавления от напасти. Но инопланетяне просто так не уйдут, они уже внутри – приготовь свою биту… Наверное, обращение к божественному имеет в фильме какое-то значение, раз никто из семьи Хесса не пострадал. Ну, или это «чужие» такие беспомощные пошли.
Поскольку Джону Кьюсаку практически в одиночку приходится тащить на себе фильм ужасов «1408», нетрудно догадаться, что до финала его Майк Энслин так или иначе доживет. Действительно, галлюциногенная комната отеля всячески пытается воздействовать на героя, но все продемонстрированные в ней смерти – лишь иллюзия. Кроме одной, да и та осталась за кадром, – задолго до событий ленты умерла дочь Майка. У фильма есть два финала, и в одном из них Энслин решается покончить с собой, чтобы уничтожить зловещий номер, но эта концовка осталась неиспользованным «запасным вариантом». В оригинале и кинотеатральном релизе герой Кьюсака спасается, пусть и дорогой ценой.
Центральное чудовище австралийской картины «Бабадук», как и положено в хорошем фильме, не просто демонстрирует жестокость и голод – это символ трагического жизненного опыта, одиночества и психической нестабильности главной героини. Любой другой автор мог снять драму о том, как безутешная вдова пытается справиться с гибелью супруга и воспитать сына, но Дженнифер Кент пошла другим путем. Она добавила картине готической атмосферы, трансформировала боль в страх, а темноту в душе вылила на экран так, что смотреть страшно. Кино пугает по-настоящему, каким-то первобытным, вселенским ужасом, но при этом в кадре погибает только собака.