Скучноватый «паранормальный» хоррор, который изо всех сил, как бурлаки на Волге, тащит на себе Джаред Харрис
1974 год. Профессор Джозеф Коупленд (Джаред Харрис) пытается «вылечить» некую Джейн Харпер (Оливия Кук). Девушка выказывает признаки, которые религиозные люди расценили бы как одержимость, но Коупленд уверил, что паранормальные явления вокруг Джейн устраивает не демон и не призрак, а она сама – своей внутренней энергией, которую девушка не осознает и не умеет контролировать. Вместе с двумя студентами и наемным оператором Коупленд увозит Джейн за город, где намеревается поставить над ней ряд экспериментов. Не зная, что в кино такие затеи обычно кончаются плохо.
Постановщик и сценарист Джон Поуг из тех, кто уже давно напрашивается на вопрос: «Почему в вашем творчестве столько сиквелов и ремейков?» Судите сами – он писал сценарии для всех трех частей «Черепов», «Служителей закона» (сиквел «Беглеца») и «Роллербола» (ремейк одноименного фильма 1975 года), а режиссерскую карьеру начал с «Карантина 2» – тут все еще сложнее, сиквела ремейка испаноязычного хоррора «Репортаж». В основе «Эксперимента: Зло» официально никакого другого фильма не значится, но, видимо, это уже сила привычки – единожды начав делать кино, заглядывая в «шпаргалку» из предыдущих частей или оригинальных фильмов, от этой привычки уже не отделаешься.
В «Эксперименте» сошлось сразу несколько популярных трендов, главный из которых, конечно же, лежит на совести Джеймса Вана. Его «Заклятье» в который раз возродило интерес к демонам и исследователям паранормального и показало, что ретростилистика мистическим ужастикам очень к лицу. Не стоит забывать и то, что создавался фильм на студии Hammer, пару лет назад отличившейся тоже вполне себе винтажной «Женщиной в черном», да и вообще всегда тяготевшей к «костюмным» хоррорам.
В «Эксперименте», правда, атмосфера 70-х почему-то держится плохо – ее поддерживают старомодной съемкой (время от времени картинка переключается на то, что снимает камера нанятого оператора), кудрявым Гарри Абрамсом, костюмами Джареда Харриса да бессмертным хитом Slade «Cum On Feel the Noize», который добрые экспериментаторы с завидной регулярностью врубают на полную громкость, чтобы не давать Джейн спать (все во имя науки). Вроде бы неплохой набор, но о том, что действие происходит не в наше время, все равно постоянно забываешь – мелких деталей эпохи все-таки не хватает.
Впрочем, это неудивительно, потому что мелких деталей «Эксперименту» не хватает во многом. Фильм тратит немало времени на отношения между пятью главными персонажами, но при этом убедительно прорисовывает только одного Коупленда, да и то лишь благодаря замечательной игре Харриса. Последний здесь буквально нежится в роли чванливого, напыщенного профессора-всезнайки, который сам толком не осознает, что ему важнее – собственно результат эксперимента или власть, которую этот эксперимент дает ему над людьми. Все остальные в картине на его фоне меркнут, а номинально второй главный герой, оператор в исполнении Сэма Клафлина, прописан спустя рукава – он, видите ли, влюбляется в Джейн и то и дело пытается ее куда-то увезти, при том, что та то плачет, то злобно смеется, время от времени разговаривает демоническим голосом и иногда пытается своего воздыхателя задушить. Ну что поделать, зато человек хороший.
Учитывая, что по-настоящему интересных и интригующих отношений между персонажами у Поуга построить не удалось, на авансцену выходит тот факт, что «Эксперимент: Зло» – кино довольно монотонное и скучное. По-видимому, понимал это и Поуг, поэтому в фильме очень много «бу»-эффектов, и на их примере легко увидеть, почему Джеймс Ван – умница и гений, а Джон Поуг всю жизнь снимал «Черепа». Если Ван играет честно, нагнетая атмосферу и мучая ожиданием так, что ты чуть ли уже не молишь о «взрыве», то Поуг рассовывает грохоты и крики в самые неожиданные места. Персонаж сидит в своей комнате вечером, никого не трогает? Значит, снаружи на его окно с истошным воплем бросится какой-нибудь шутник. Кто там в зале заснул? Сейчас мы вам покажем, как спать на нашем фильме, – получите оркестровый удар!
Справедливости ради, мы видели немало хорроров, которые были хуже, чем «Эксперимент: Зло». И еще явно увидим. И если вы обожаете ужастики и вам позарез хочется сходить в кино именно на той неделе, когда «Эксперимент» идет премьерой, можете рискнуть – хотя бы ради того, чтобы посмотреть на отличного Джареда Харриса. Но, как ни крути, для того чтобы запустить круги по воде истории, силенок у его авторов маловато. 15 минут славы в первый уик-энд проката – и камень пойдет на дно.