К выходу "Невероятного Халка", истории человека с буквальным раздвоением личности, мы вспомнили 10 фильмов, которые любят психоаналитики.
Первый фильм про Халка провалился в прокате, что привело к смене всей творческой команды и перезапуску франшизы в кино. Не в последнюю очередь, в этом виновато чрезмерное увлечение режиссера Энга Ли тайнами фрейдизма. История супергероя превратилась в запись сеанса психоанализа стеснительного ученого, видевшего в детстве насилие в семье. Драки на таком фоне выглядят досадным недоразумением.
Головокружение, 1958
"Головокружение" долгое время считалось не самой удачной работой Хичкока. Новое открытие фильма началось одновременно с его психоаналитическим разбором. И хотя на первый взгляд это фильм о фобиях (главный герой боится высоты), настоящие мастера заглядывали глубже, и находили в "Головокружении" мотивы "двойного замещения реальности вымыслом" . Что это значит – спросите лучше у философа-фрейдиста Славоя Жижека, который исследовал "Головокружение"
Наверное, самый убедительный фильм о множественном раздвоении личности. К тому же, обернутая в неплохой герметичный детектив, только к середине которого зритель начинает чувствовать подвох. Рассказать больше – значит испортить главный сюрприз "Идентификации". Единственное, что психоаналитикам не нравится – финал, слишком очевидно напоминающий об их беспомощности в попытках изменить человека.
Сияние, 1980
Стэнли Кубрик – один из главных кино-исследователей природы насилия в человека. Первый уверенный шаг в этом направлении он сделал, когда экранизировал "Заводной апельсин" /Clockwork Orange, A/ (1971), но самый большой успех – безусловно "Сияния". И пусть герой Джека Николсона сходит с ума под воздействием призраков – важнее не от чего, а как он это делает. Писатель, упорно строчащий на машинке старую английскую поговорку "All work and no play makes Jack a dull boy" (ближайший русский аналог – "Работа не волк, в лес не убежит"), стал прекрасной иллюстрацией наступления шизофрении.
Доктор Джекилл и Мистер Хайд, 1931
Классическая экранизация сюжета. Стивенсона в XX веке эксплуатировали просто нещадно. Злобный Хайд становился то героем-любовником ("Чокнутый профессор" /Nutty Professor, The/ (1996)), а то и вовсе женщиной («Доктор Джекилл и мисс Хайд» /Dr. Jekyll And Ms. Hyde/ (1995)). Хотя фабула у всех фильмов одна – в каждом человеке скрыта его полная противоположность. Психоаналитики помещают этого " Другого" в сферу подсознания, а историю Джекилла и Хайда приводят в пример, к месту и не к месту.
Бессон не только снял один из самых дорогих фильмов в истории современной Франции. Он еще и занялся настоящим историческим психоанализом, и исследовал психологию французской мученицы. Правда ради этого зрителю пришлось смотреть примерно полтора часа жестокого рубилова. Зато дальше – настоящий сеанс психоанализа, где в роли врача – собственное Сознание. Играет его кстати Дастин Хоффман, похожий на 90% американских психоаналитиков. Он предлагает рациональные трактовки всем чудесам Жанны, анализирует ее поступки – в общем, все серьезно. Разве что вместо удобного дивана – камера смертников.
Помни, 2000
Потеряв жену, герой перенес мощный шок и потерял кратковременную память. Теперь он вынужден все записывать на бумажках, а самую важную информацию и вовсе набивать наколками та тело. Но герой не просто страдает амнезией – он еще и болезненно одержим идеей отомстить за смерть жены. Хотя не вполне уверен, кому же собственно должен мстить. Столько навязчивых идей и проблем вместе – мечта психоаналитика.
Голливуд любит людей, которые смогли справиться со своими проблемами. Потому даже удивительно, почему историю гениального ученого и шизофреника Джона Нэша деятели большого кино заметили так поздно. Впрочем, лучшее в фильме – не то, как актер Кроу играет страдания Нэша, а как Пол Беттани играет его куражистого соседа в университете. Который потом оказывается галлюцинацией Нэша – причем весьма симпатичной, с которой многие девушки были бы рады познакомиться наяву.
Как пел Майк Науменко, сначала маленький экскурс в историю, а к практике мы перейдем потом. Испанская ретро-комедия рассказывает о временах, когда психоанализ был еще модной новинкой, а Фрейд лично ездил по Европе с лекциями. Один из героев фильма решает заняться само-психоанализом, а в итоге понимает, что влюблен в собственного брата, и Фрейд должен умереть, чтобы общество осталось благопристойным.
Даже психоаналитикам иногда надо отдыхать и смотреть комедии. Роберт Де Ниро играет гангстера, который чтобы не попасть в тюрьму, должен срочно найти у себя какое-нибудь психическое расстройство. И хотя он кажется здоровым как бык, настоящий психоаналитик (Билли Кристал) быстро находит у босса синдром хронической усталости и проблемы с управлением гневом. Воистину, нет здоровых, есть те кого мало обследовали.