Порой действительно стоящему фильму требуется несколько лет, чтобы стать хитом, — причины кассового провала и отрицательных отзывов критиков могут быть совершенно разными, будь то особо жесткая конкуренция в прокате, непопадание в цайтгайст или даже «заказ» со стороны власть имущих людей. Собрали десять культовых картин, которые далеко не сразу получили заслуженное признание.
Одному из самых любимых мюзиклов двадцатого века — «Шоу ужасов Рокки Хоррора» — не суждено было стать зрительским хитом. В 1975 году картина вышла в ограниченный прокат всего в десяти городах страны. И даже несмотря на достаточно положительные отзывы критиков, билеты на «Шоу ужасов Рокки Хоррора» в итоге сняли с продажи из-за слишком низкого спроса на сеансы.
Тем не менее спустя много лет фильму Джима Шармена удалось добиться популярности по всему миру (в том числе и в России). Произошло это во многом благодаря культуре шедоукастов — представлений перед экранами кинотеатров, в ходе которых приглашенные актеры синхронизировали движения с персонажами фильма и взаимодействовали с аудиторией. На сегодняшний день показ «Шоу ужасов Рокки Хоррора» — это настоящий кэмп-перформанс, иммерсивный экспириенс, обросший многочисленными ритуалами.
«Бархатная золотая жила» Тодда Хейнса, вероятно, один из самых красивых и экстравагантных фильмов нашего времени, который оказался не принят и не понят зрителями 90-х годов. Ситуацию не спас даже шикарный актерский состав в лице Кристиана Бейла, Тони Коллетт, Юэна МакГрегора и Джонатана Риз-Майерса. Причина «провала» фильма, вероятнее всего, заключается в зашоренности общества конца двадцатого века, которое с трудом воспринимало темы бисексуальности в искусстве. Тем не менее издание New York Times было одним из немногих американских СМИ того времени, которое все-таки рискнуло похвалить творение Хейнса, назвав его «сюрреалистической версией “Гражданина Кейна”».
В середине 80-х и начале 90-х годов Джон Карпентер снимал феерически странные фильмы, от которых в буквальном смысле нельзя было оторваться. Единственная проблема этих фильмов заключалась в том, что они совсем не приносили денег. Культовый в наше время хоррор «Нечто» в год своего выхода считался настоящим кассовым и критическим провалом. При бюджете в 15 млн долларов лента собрала в домашнем прокате всего 19,6 млн. Ситуация с параноидальным триллером «В пасти безумия» оказалась еще хуже — картине удалось отбить всего 8 млн долларов при общих затратах на производство от 8 до 14 млн. Американские журналисты фильм ожидаемо возненавидели, назвав его «слишком претенциозным и невпечатляющим». Тем не менее, как и многие другие работы Карпентера, «В пасти безумия» со временем стал классикой фильмов ужасов и настоящим вдохновением для сотен кинематографистов.
Почетный обладатель титула «худшего фильма всех времен», прославленная «Комната» Томми Вайсо в эпоху рефлексирующего постмодернизма также превратилась в культовую классику. При этом в год своего релиза мелодрама о трагическом любовном треугольнике вышла в крайне ограниченный прокат и собрала всего 1800 долларов. Своей последующей популярностью «Комната» обязана многочисленным полуночным показам и, конечно, Интернету. В 2017 году Джеймс Франко даже снял фильм о создании «Комнаты» под названием «Горе-творец». Картина получила множество авторитетных наград, а также номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
В наше время комедия «Большой Лебовски» считается чуть ли не главной визитной карточкой актера Джеффа Бриджеса. Сам же Лебовски — непосредственный бородатый парень в домашнем халате — успел стать настоящей кинематографической иконой и одним из самых узнаваемых экранных персонажей. И все же в 1998 году вышло слишком много хороших фильмов. Пока мировой прокат сокрушали «Титаник», «Певец на свадьбе» и даже «Умница Уилл Хантинг», у «Большого Лебовски» просто не было шансов достучаться до своего зрителя. В первые выходные релиза комедия братьев Коэн оказалась на шестой строчке, а потом и вовсе выбыла из топ-10. Тем не менее со временем любовь к этой картине только росла: многочисленные поклонники «Большого Лебовски» даже сформировали собственную религию под названием дудеизм.
Черная комедия об ученице старшей школы, которая не самым гуманным способом «избавлялась» от своих одноклассников, получила признание в первую очередь благодаря отличному юмору. Однако случилось это не в 80-х, когда фильм вышел в прокат, а лишь в начале нулевых годов — то есть спустя практически двадцать лет после премьеры. Многие связывают запоздалую любовь зрителей к «Смертельному влечению» с возрастающей популярностью Вайноны Райдер. В итоге лента, которая должна была остаться «скрытым бриллиантом» ее фильмографии, превратилась в культовое молодежное кино, которое получило продолжение в виде бродвейского мюзикла и даже телевизионного шоу.
Признаемся честно, научно-фантастическая драма Ричарда Келли действительно была не самым простым фильмом для кинотеатрального маркетинга. Запутанная и сюрреалистичная история о подростке, застрявшем во временной петле, не смогла привлечь аудиторию — за первые выходные картина заработала всего 110 494 доллара. В мировой прокат «Донни Дарко» и вовсе выпустили только через год. И все же работа Келли получила большую популярность на DVD, а через несколько лет и вовсе вошла в топ лучших картин нулевых годов.
В наше время «Гражданин Кейн» уже успел закрепиться как один из самых важных и авторитетных фильмов в истории кинематографа. И тем не менее в 1941 году картина, снятая Орсоном Уэллсом, собрала чуть больше 1,5 млн долларов. По мнению историков кино, «Гражданина Кейна» забраковал американский медиамагнат Уильям Рэндольф Херст, личность которого стала прототипом главного антагониста в сюжете. Херст не хотел, чтобы его ассоциировали со злодеем, — в итоге большинству газет было запрещено упоминать самого Уэллса или его новую работу.
1994 год подарил нам такие великие ленты, как «Форрест Гамп» Роберта Земекиса и «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Однако многие забывают, что «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта также вышел в это время. Из-за слишком большой конкуренции тюремная драма, основанная на романе Стивена Кинга, затерялась в прокате. Однако спустя много лет «Побег из Шоушенка» получил должную порцию внимания. Сейчас этот фильм возглавляет топ рейтинга агрегатора Imdb (и даже отечественный «Кинопоиск») вместе с такими признанными шедеврами, как «Список Шиндлера», «Крестный отец».
В последние годы комедийное фэнтези с Бетт Мидлер, Кэти Наджими и Сарой Джессикой Паркер успело стать одним из главных атрибутов современного Хэллоуина. Однако в далеком 1993 году картину Кенни Ортега сложно было назвать однозначным финансовым успехом. «Фокус-покус» дебютировал в кино одновременно с семейной комедией «Освободите Вилли», которая буквально захватила американский прокат, затмив всех своих соперников. Через две недели «Фокус-покус» выпал из топ-10. Критики ленту тоже не особо жаловали — немногочисленные рецензии варьировались от смешанных до откровенно отрицательных. И все же спустя несколько лет «Фокус-покус» получил внезапный успех на ТВ, а потом и на DVD. В данный момент Голливуд работает над сиквелом картины, выход которого запланирован на 2022 год.