Предлагаем подборку фильмов, способных сработать в качестве машины времени – отправить в эпоху, которой многие зрители либо не застали, либо давно уже по ней соскучились, – в атмосферные кинематографические 80-е.
Боевик о противостоянии неизвестного беглеца отрядам специального назначения — настоящее признание в любви эстетике 80-х. «Гость» сюжетно напоминает как «Терминатора», так и малобюджетные американские слэшеры. По сути, Адам Вингард снял фильм, выглядящий как симбиоз любимых кинематографических жанров, в котором лихо управляется со стилем и атмосферой 80-х (чего стоят кульминационные эпизоды в школе, поставленные под светомузыку). Совершенно нетленное кино, в котором чувствуется ностальгия автора по былым временам. Возможно, даже по тем временам, которых никогда и не существовало – разве что, на экранах телевизоров.
Синти-поп, неоновые всполохи, ретровейв. «Драйв» – ядерное оружие среди ностальгических оммажей 80-м годам, возврат к атмосфере юности, который Рефн выразил в столь радикальной и красивой форме. Стиль у Виндинга Рефна становится языком, на котором он говорит с аудиторией. Стиль в «Драйве» – это и есть его несущая конструкция. Боевик о каскадере, который ввязывается в криминальную историю, с молчаливым Райаном Гослингом, идеальным саундтреком Kavinsky, избыточными сценами насилия и поездками по ночному Лос-Анджелесу.
Фильм Жан-Марка Валле о ВИЧ-инфицированном электрике, который начинает поставку запрещённых в США лекарств для больных, – это камерное и актёрское кино. Однако Валле не только грамотно работает с актерским дуэтом Мэттью МакКонахи и Джареда Лето, но и с невероятной скрупулезностью подчеркивает атрибуты времени: это касается и одежды персонажей, и дискуссионной проблемы ВИЧ-инфекций, распространившихся в 80-х годах. Атмосфера сгущается саундтреком – он очень гипнотичен и выполняет эдакую задачу машины времени, перенося на 40 лет назад.
Романтическая драма о подростках, которые формируют музыкальный бэнд и начинают писать песни. Уютный, теплый и бесконечно атмосферный фильм Джона Карни включает в себя все компоненты подросткового кино: проблемы взросления, взаимоотношений со сверстниками, а также волнующие эпизоды первой любви – всё это имеется в «Синг Стрите». Антураж 80-х здесь воссоздается благодаря музыке, стилизации под клипы рок-групп того времени, а также вычурным нарядам – на протяжении фильма нельзя избавиться от живой атмосферы нью-вейва и постпанка.
Образцовая панорама жизни 80-х годов от Джона Хьюза – одного из самых ярких и показательных режиссёров поколения. Фильм Хьюза рассказывает о 16-летии несчастной Саманты, которая проходит через горнило первых подростковых переживаний. В запасе у Хьюза имеются все атрибуты эпохи: фактурные школьники из разных социальных страт, школьные дискотеки, ночные поездки на автомобилях и, разумеется, музыкальный ряд – чего стоит одно использование Rebel Yell Билли Айдола. Пожалуй, не существовало на свете режиссёра, который с таким же смакованием подчеркивал всю магию 80-х, с каким это делал Джон Хьюз.
Сиквел культовой научно-фантастической картины 1982 года, рассказывающий о взаимоотношениях людей и репликантов, – это, с одной стороны, технологичный вызов, сосредоточенный на футуристических прогнозах, с другой стороны – любовный оммаж культуре 80-х годов. Режиссёр Дэни Вильнев и оператор Роджер Дикинс рисуют картину такого будущего, которое одной ногой всё еще остается в прошлом: это заметно и по дизайну костюмов, и по архитектуре самого города, и по звуковому ряду. Холодный мир «Бегущего по лезвию» предлагает зрителю тесную связь времён и стилей – и всё это через отточенные сцены, потрясающий монтажный ритм и визуальную каллиграфию Роджера Дикинса.
Драма о жизни богатого американского яппи, который в припадочном безумии убивает людей, – это любопытная рефлексия на тему 80-х. Мэри Хэррон сняла дерзкий, откровенный фильм, где отразила темную сущность инвестиционных банкиров и прочих деловых людей, которые заняли решающее место в экономике времен Рейгана. Странная и волнующая атмосфера была воссоздана до мелочей: это и одежда богатых американцев, и стерильные интерьеры элитной квартиры, и соответствующая музыка, которую с особой жадностью слушает Патрик Бэйтман. В фильме звучат такие музыкальные хиты 80-х, как Hip To Be Square культовой группы Huey Lewis and the News и True Faith британского коллектива New Order. И уже это гарантирует непередаваемое погружение.
Захватывающий боевик Майкла Манна о современном мире кибертерроризма. Фильм, в котором известный постановщик «Схватки» и «Соучастника» позволяет себе усидеть сразу на двух стульях – это и высокотехнологичный боевик о проблемах сегодняшней сетевой реальности, но одновременно это и здоровский стилистический привет 80-м. Той самой атмосфере, из которой сформировался весьма специфичный стиль Манна как режиссёра. Увлекательные экшен-сцены поставлены в его излюбленном стиле: очень неторопливо, с особо выверенным темпоритмом. Да и сам магнетический мир «Кибера», в общем-то, заставляет определить его как «возврат в 80-е».
Боевик о добропорядочном капитане милиции Иване Данко, который ведет борьбу с наркопреступностью в Москве 80-х. «Красная жара» Уолтера Хилла – нетленный образец мускулистых боевиков той поры: с очень аляпистым сюжетом, неожиданными актерскими выходками (чего стоит здесь главное преображение Арнольда Шварценеггера) и фактурой Москвы, увиденной глазами иностранных постановщиков. Неспроста «Красная жара» оказалась лидером среди фильмов-клюкв, построенных вокруг национальных стереотипов. Такие нахальные боевики могли снимать, разве что в 80-е.
«Маньяк» – стилизованный хоррор Франка Халфуна, повествующий о жизни серийного убийцы, который ночами охотится на случайных женщин. Изрядная доля очарования фильма – это главная роль Элайджи Вуда и его устрашающее преображение. Всё остальное отдаётся на откуп антуражу: ночные улицы города и мрачные станции метро, безудержное кровопролитие и синтезаторная музыка – всё сделано с какой-то фантастической любовью к малобюджетным слэшерам 80-х. В этом устрашающем акте ностальгии Халфуна, как ни крути, все равно есть что-то романтическое