В прошлом году А24 исполнилось 10 лет. За относительно небольшой промежуток времени студия превратилась в главного производителя и дистрибьютора независимых фильмов, которые находят отклик как у критиков, так и у зрителя. От громких дебютов до оскароносных картин — рассказываем о лучших проектах студии, которые наверняка пополнят список классики кинематографа.
Ни для кого не секрет, что А24 специализируется на хоррорах. Пожалуй, именно этот жанр превратил студию в атланта индустрии. В копилке у компании насчитывается довольно внушительное количество культовых ужасов и тихих страшилок. Среди прочих выделяется вторая работа Ари Астера (первая — «Реинкарнация», а последняя на данный момент — «Все страхи Бо»).
«Солнцестояние» — фолк-хоррор, действие которого происходит в шведской коммуне. Именно туда направляется компания студентов, чтобы понаблюдать за жизнью язычников и праздником летнего солнцестояния. Вместе со своим бойфрендом в идиллическую (на первый взгляд) деревню приезжает Дани (Флоренс Пью) — девушка, которая переживает потерю семьи и кризис в отношениях.
Солнечная палитра и цветочные венки контрастируют с тревожным настроением, которое не покидает главную героиню. Конечно же, фильм о язычниках не является всего лишь демонстрацией пугающих жертвоприношений. «Солнцестояние» можно разбирать по крупицам и находить множество смыслов. В первую очередь история Астера посвящена расставанию и попыткам выбраться из токсичного союза.
С 2022 года началась эра Мии Гот, ныне правящей королевы крика. За короткий промежуток времени с актрисой в главной роли вышло сразу три хоррора: «Бесконечный бассейн», «Х» и его приквел «Перл». Впереди заключительная часть вселенной — «Максин». Все кровавые ленты Тая Уэста — проекты студии А24.
Гот сыграла молодую девушку по имени Перл, которая живет на ферме с властной матерью и больным отцом. Барышня мечтает стать звездой, но помимо тяги к сцене героиню охватывает и жажда насилия. «Перл» — звездный час Мии Гот. Дуэт актрисы с режиссером Таем Уэстом — один из лучших киносоюзов на сегодняшний день. Слэшеры не выходят из моды, красное платье Перл стало источником вдохновения для нарядов на Хэллоуин, а трилогия Уэста — идеальным образцом жанра и стилизации под пленку Technicolor.
«Ведьма» — еще один хоррор (и снова фолк), у которого есть все шансы стать американской классикой. История переносит зрителей в Новую Англию XVII века. В ветхом доме уединенно живет семья после изгнания из общины колонистов. Когда младший сын исчезает в глуши леса, главной подозреваемой оказывается старшая дочь Томасина (Аня Тейлор-Джой). Родные обвиняют девушку в колдовстве, и семейные узы постепенно рушатся.
«Ведьма» Роберта Эггерса — тот самый случай, когда А24 разглядела в начинающем режиссере потенциал и выступила дистрибьютором картины в США. Студия не раз будет давать дебютантам шанс заявить о себе. После «Ведьмы» постановщик снимет черно-белый «Маяк»: студия возьмет на себя уже и производство проекта. Эггерс может давать уроки, как заставить публику покрыться мурашками благодаря медленно нарастающему напряжению поджанра слоуберна. Киноязык автора — вовсе не привычные скримеры, а флер мистики, коллективное бессознательное и фольклор.
В недалеком будущем одиноким приходится несладко. Люди без пары должны жить в специальном загородном отеле, где необходимо найти партнера. Если же за 45 дней герои не встречают вторую половинку, то их превращают в какое-либо животное.
«Лобстер» — дело рук греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. Автор не раз сотрудничал с известной студией: например, в 2017 году А24 выпустила «Убийство священного оленя». Если вы смотрели хотя бы один фильм Лантимоса, то имеете представление о кинематографическом почерке мастера. «Лобстер» содержит все то, за что мы полюбили режиссера: поистине странный сюжет, причудливые персонажи, мрачное настроение, а также запоминающийся финал. Все это позволяет предположить, что детищу великого грека уготовано место в пантеоне классики.
В продолжение разговора о фантастике стоит упомянуть немного недооцененный шедевр Джонатана Глейзера. Наводящий на размышления и надолго застревающий в памяти фильм «Побудь в моей шкуре» знакомит нас с загадочной девушкой (едва ли не лучшая роль Скарлетт Йоханссон), которая колесит по трассам Шотландии и охотится на мужчин. Необычный сюжет позволяет интерпретировать картину с самых разных сторон. Героиня Йоханссон — инопланетянка в женском обличии, которая наблюдает за миром людей, а Глейзер, в свою очередь, показывает пейзаж человеческого бытия. Гипнотическая картина провалилась в прокате и разделила зрителей на два лагеря: для первых это скучная лента, для вторых — моментальная классика. Со временем, к счастью, многие приходят ко второму выводу, а «Побудь в моей шкуре» все чаще и чаще добавляют во всевозможные списки лучших фильмов.
«Все везде и сразу» тандема Дэниэлов — последний громкий хит А24, который забрал главные награды «Оскара». Именно сюрреалистическая комедия о приключениях работницы прачечной принесла студии наибольший кассовый успех. К слову, это не первая работа дуэта, производством которой занималась А24. В 2016 году состоялась премьера «Человека — швейцарского ножа» — абсурдистской картины, где Дэниел Рэдклифф сыграл причудливого трупа.
Смешной, безумный и сентиментальный — именно эти эпитеты применимы к «Все везде и сразу». Режиссеры довольно органично соединили несколько жанров: и изобретательное кино о параллельных вселенных, и захватывающий боевик, и семейную драму, и романтичную историю в духе «Любовного настроения» Вонга Кар-Вая (отдельные сцены цитируют работу гонконгского режиссера). Синтез всего и сразу (и, конечно, еще куча факторов) обеспечил фильму оглушительную славу, ведь каждый зритель может найти в ленте что-нибудь «свое».
В каталоге А24 можно отыскать немало фильмов о взрослении. «Середина 90-х», «Лунный свет», «Восьмой класс» — о каждой из картин можно было бы написать отдельно. Но мы решили остановиться на работе Греты Гервиг — мамблкорщицы, которой студия дала зеленый свет.
Место действия — Сакраменто (кстати говоря, родина постановщицы). Кристина МакФерсон (Сирша Ронан) — старшеклассница, которая чувствует себя чужачкой. Девушке хочется как можно скорее повзрослеть, умчаться из маленького городка в Нью-Йорк, сбежать от постоянных ссор с матерью. «Леди Берд» представляет собой зарисовку подросткового возраста и сложных семейных отношений. В обилии coming-of-age лент история Кристины действительно выделяется: в этом заслуга и самой Гервиг, которая вдумчиво показывает на экране знакомый всем опыт поиска себя, и исполнительницы главной роли — Сирша Ронан покоряет сердца зрителей с каждым кадром.
Криминальным триллерам тоже нашлось место в коллекции А24. Сотрудничество студии с братьями Сэфди началось еще в 2017 году — тогда на экраны вышел напряженный фильм «Хорошее время» с Робертом Паттинсоном. В сходной интонации снят триллер «Неограненные алмазы», который повествует о владельце ювелирного магазина Говарде (Адам Сэндлер). Герой одалживает дорогой камень известному баскетболисту Гарнетту, который словно становится одержимым драгоценностью. Говард, будучи уверенным, что опал непременно принесет спортсмену удачу, решает поставить деньги на победу его команды. Только вот сам ювелир задолжал нехорошим людям. Лишь баскетбольный матч может спасти ситуацию.
«Неогранённые алмазы» — лихорадочное кино, при просмотре которого легко словить приступ тревоги. Сэфди используют быстрый монтаж, резкие повороты камеры и динамичные смены, чтобы погрузить в шум Нью-Йорка и круговорот событий. Подобный прием во многом передает характер главного героя — азартного Говарда, который постоянно находится в движении и беспокойстве. К тому же изобретательный триллер подарил Адаму Сэндлеру возможность вновь заявить о себе как не только мастере комедий, но и драматическом актере.
Один из последних хитов А24 — нежный дебют Шарлотты Уэллс. Студия в очередной раз присмотрелась к новичку индустрии и помогла с прокатом британской картине.
Фильм состоит из обрывков воспоминаний: в детстве Софи (Фрэнки Корио) провела одни турецкие каникулы с отцом (Пол Мескал) и снимала отдых на камеру. Уже повзрослев, героиня пытается разгадать вечно ускользающего, но заботливого папу с помощью просмотра хроники.
«Солнце мое» подкупил зрителей и критиков теплой интонацией и незамысловатым сюжетом. Любой из нас может разглядеть себя либо в нуждающейся в любви Софи, либо в Калуме — падающем в омут депрессии молодом отце. Стилистика видеозаписей из семейного архива заставляет публику вспомнить собственное детство. Если бы была номинация «самый трогательный фильм А24», то «Солнце мое» забрал бы пальму первенства.
В моменте «История призрака» стала чуть ли не самым резонансным проектом студии. Масштабных обсуждений и полемических высказываний можно было ждать от публики после просмотра «Все везде и сразу» или «Всех страхов Бо», но хрупкое и трогательное кино Дэвида Лоури совсем не создано для скандалов.
Сыграла подмена ожиданий и загадочное промо: зрители ждали пугающую и волнующую балладу о мертвеце, терзавшем жителей небольшого дома. Так и вышло, за вычетом того, что женщину (Руни Мара) буквально мучает кончина любимого человека (Кейси Аффлек под простыней). Дэвид Лоури завернул слоубернер в облако печали и разбил сердце тем, кто был готов к эмпатическому переживанию. Прошло шесть лет, и если кто и заслужил статуса классики, то это грустная Руни Мара с пирогом на полу.